Экономика Японии в 2020 году: ВВП, структура, уровень развития

Город

Особенности структуры экспорта и импорта Японии

Япония расположена на 4 крупных островах – Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также на более чем 6 тысячах более мелких. Ее общая площадь составляет 378 км2.

Недра Японии бедны полезными ископаемыми. На ее территории ведется добыча преимущественно:

  • известняка;
  • серы;
  • нефти;
  • цинковых и свинцовых руд;
  • каменного угля.

Особенности экономики Японии являются прямым следствием того, что она находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Этот фактор открывает перед страной широкие перспективы участия в международном разделении труда.

Несмотря на недостаток природных ресурсов (сырье для большого количества промышленных отраслей завозится из-за рубежа), Япония занимает лидирующие позиции в некоторых производственных отраслях. Например, по объемам выплавки стали в мировой черной металлургии на ее долю приходится 23 %.

А словосочетание Made in Japan твердо ассоциируется с высоким качеством разнообразных товаров.

Экономика Японии в 2020 году: ВВП, структура, уровень развития

Япония принимает активное участие в международной торговле. Основу экспорта государства составляют транспортные средства. По объему продаж за рубеж продукции данной категории Япония занимает в мировом рейтинге 2-е место (после Германии).

Важными составляющими японского экспорта являются также электрические машины, механические устройства и оборудование. Совокупный объем продаж другим странам товаров этих видов (включая автомобили) составляет 55 % от суммарной стоимости поставок в другие государства.

Основные рынки сбыта – Германия, Австралия, страны Юго-Восточной и Восточной Азии, США. Что же касается России, то по размеру экспорта из Японии она находится в третьей десятке среди всех государств мира. Причем в стоимостном выражении большую часть экспортных поставок в РФ составляют транспортные средства.

Основными ввозимыми в Японию товарными группами являются нефтепродукты и минеральные топлива. По данным на начало 2019 года поставлялись они, преимущественно, из:

  • России – 6,8 %:
  • Катара – 7,7 %;
  • Объединенных Арабских Эмиратов – 14,1 %;
  • Австралии – 18,2 %;
  • Саудовской Аравии – 18,9 %.

Япония импортирует также электрические машины, механические устройства и оборудование. Около половины этих товаров традиционно поставляется из Китая. В целом на долю продукции из Поднебесной приходится около 25 % от стоимости общего импорта на японский рынок.

Понятие экономического развития

Современное развитие экономики рассматривается в рамках систем, создаваемых субъектами или их группами. Важным фактором, оказывающим воздействие на процесс роста и развития, являются рыночные отношения. Они предполагают независимость и обособленность субъектов хозяйствования, а также их стремление к индивидуальной выгоде.

Экономическое развитие – это качественные структурные изменения в привычном укладе хозяйственных отношений. Оно оказывает воздействие на социальные, политические, культурные, научные и другие сферы жизни социума.

Развитие и рост в экономике часто рассматриваются в качестве синонимов. Однако, экономический рост показывает количественное изменение результатов хозяйственной деятельности субъекта или системы. Качественные структурные изменения в экономическом укладе позволяют хозяйственной системе сохранять свой потенциал в условиях влияния новых факторов. При этом экономический рост закладывает возможность совершения качественных преобразований в хозяйственной жизни страны.

Экономика Японии в 2020 году: ВВП, структура, уровень развития

Движущей силой экономического развития является человеческий капитал, который создает и внедряет инновации и новые технологии в производственную деятельность. Поэтому в настоящее время экономика становится социально ориентированной.

Все современные государства по уровню экономического развития принято делить на три группы:

  1. Слаборазвитые страны (основываются на сельском хозяйстве и добыче природных ресурсов, уровень жизни населения достаточно низкий).
  2. Развивающиеся страны (находятся в стадии индустриализации, интенсивно развивают промышленность, внедряют инновации)
  3. Развитые страны (сконцентрированы на сфере услуг, совершают переход к постиндустриальному обществу).

Страны с развитой экономикой представляют собой количественное меньшинство, но при этом формируют до 80 процентов общемирового дохода. Это дает им возможность воздействовать на политические события в мире.

Можно сказать, что интенсивный рост экономики Японии начался после Второй мировой войны. В это период правительством страны были введены преобразования практически во все сферы жизни японского общества. Специалисты по экономическому развитию видят успех страны, благодаря соблюдению следующих принципов:

  • тесное сотрудничество промышленности и государства;
  • ориентированность на высокие технологии;
  • трудовая этика;
  • сокращение расходов на оборонную промышленность.

В первые два десятилетия после окончания войны был полностью пересмотрен подход к устройству экономики страны, а также сделан акцент на подготовку необходимых кадров. То есть, произошла перестройка экономического уклада и было проведено стимулирование человеческого капитала.

В семидесятые и восьмидесятые года двадцатого века в Японии шел бурный рост экономики. Сильно видоизменилась структура национального дохода. Большую его часть стали формировать обрабатывающая промышленность и строительство. При этом шло интенсивное снижение доли национального дохода от рыболовства и сельского хозяйства.

К началу двадцать первого века Япония стал одной из лидирующих стран по многих параметрам социально-экономического развития.

Основной японской промышленности является автомобиле- и судостроение. Сфера автомобильного бизнеса стала быстро развиваться с середины семидесятых годов прошлого века. Из-за конфликта Америки и Японии был существенно сокращен экспорт автомобилей, поэтому некоторые японские производители перенесли свое производство на территорию США. Это позволило нарастить объемы выпуска продукции и выйти на новые рынки сбыта.

В сфере судостроения лишь в последние десятилетия у Японии появился конкурент в лице Китая. До этого момента она была передовой державой в области строения грузовых судов.

Экономика Японии в 2020 году: ВВП, структура, уровень развития

Характеристика и структура экономики Японии

Экономика островного государства развивается в соответствии с доктриной, принятой в середине XX века.

Качество японского товара

Поэтапное и одновременно грамотное воплощение этой доктрины в жизнь дало плоды. Рассмотрим лишь основные характеристики, отображающие уровень экономического развития Японии.

Размер ВВП

По объему ВВП Япония на начало 2019 года занимала в мире 3-е место и уступала лишь США и КНР. Динамика изменения этого показателя в 2010-2018 годах представлена на диаграмме. Единица измерения – млрд долларов.

На размер ВВП Японии существенное влияние оказывает объем экспорта продукции электротехники, электроники, машиностроения. Интересно, что даже во время мирового кризиса 2008-2012 годов валовый внутренний продукт государства увеличивался. А в последующие 3 года было зафиксировано снижение этого показателя на 16,8 %.

Эксперты объясняют данное явление неблагоприятными колебаниями курса американской валюты, обусловившими падение спроса на автомобили японских производителей на мировом авторынке.

В пересчете на душу населения величина ВВП Японии на конец 2019 года составила 39 306 долларов. За год значение этого показателя выросло на 2,51 %. Такие невысокие темпы прироста являются следствием того, что при определенном уровне технологий экономика Японии достигла порога развития. То есть и в ближайшие годы ВВП будет возрастать относительно медленно.

Всемирный Банк озвучил такой прогноз: в течение 3 лет ежегодный рост ВВП Японии составит в среднем от 0,4 до 1,5 %. В цифрах это выглядит так:

  • 2019 год – до 4,992 трлн долл.;
  • 2020 год – 5,008 трлн долл.;
  • 2021 год – 5,015 трлн долл.

ВВП Японии

Госбюджет Страны восходящего солнца на 2019 год утвержден на рекордную сумму – около 101,5 трлн иен (950 млрд долл.). Правительство планирует увеличить расходы на оборону на 1,93 % – до отметки 48,1 млрд долл. Необходимость этого обусловлена нестабильностью ситуации на корейском полуострове.

Кстати, по этой причине в марте 2019 года государственный долг страны достиг 1103 трлн иен (10,38 трлн долл.). Дело в том, что покрывать социальные расходы только за счет налогов правительство не может, и поэтому  вынуждено выпускать государственные облигации. За счет этих средств также предполагается финансирование бесплатного дошкольного образования.

Что же касается доходной части госбюджета, то, по расчетам правительства Японии, в 2019 году ее размер составит 99,113 трлн иен (932,567 млрд долл.).

В отраслевой структуре экономики островного государства на долю сферы услуг приходится до 70 % ВВП. Большинство фирм данного типа работает в розничной и оптовой торговле, связи, информационных сетях. Промышленное производство привносит в ВВП примерно 18 %. А вот доля сельскохозяйственной отрасли составляет всего 1,5 %.

Специализируется промышленность Японии на производстве материалов и разнообразных товаров на основе высоких современных технологий. Несмотря на относительно небольшую территорию, в Стране восходящего солнца выпускается 12 % мировой продукции.

Наибольшим спросом сегодня пользуются изготовленные в Японии:

  • автомобили;
  • суда, корабли и плавсредства иных типов;
  • робототехника;
  • персональные компьютеры, бытовая электроника;
  • пластмассы, химические волокна, синтетический каучук.

Разговор о том, что производит Япония, будет неполным без упоминания продукции военной промышленности. Да, несмотря на пацифистскую конституцию, данная отрасль здесь очень развита. На вооружении спецназа, полиции и сил самообороны этой страны находятся револьверы Miroku Liberty Chief, снайперские винтовки, пулеметы, автоматы Howa Type 89 и Howa Type 64 местного производства.

Основные составляющие экономики Японии

Многим непонятно, как небольшое по размерам государство, занимающее архипелаг, на котором нет значительных залежей полезных ископаемых, уже не один десяток лет находится в числе лидеров мировой экономики.

А ведь еще начиная с 70-х годов минувшего века здесь начали развиваться опережающими темами отрасли, ставшие в хозяйственной сфере страны базовыми. Коротко рассмотрим основные компоненты, которые включает структура экономики Японии.

Банковский сектор

Социальные выплаты

В основе банковской системы Страны восходящего солнца находится американская модель и состоит она из следующих трех уровней:

  1. Центральный Банк (Bank of Japan). Управляет деятельностью всех кредитно-финансовых организаций Японии, в том числе 11 государственными и всеми частными банковскими учреждениями.
  2. Коммерческие общенациональные банки. Это финансовые организации следующих типов:
  • банки долгосрочного кредитования;
  • трастовые банки;
  • региональные и городские банки;
  • иностранные банки.

Данные кредитно-денежные учреждения лежат в основе банковской системы Японии: от ее совокупного капитала на их долю приходится 80 %.

  1. Кооперативные кредитные институты. К этой группе относятся:
  • трудовые кредитные кооперативы;Банки Японии
  • кредитные кооперативы;
  • кредитные ассоциации.

Они призваны оказывать финансовую поддержку предприятиям малого бизнеса в различных областях японской экономики.

В число наиболее известных входят такие банки Страны восходящего солнца:

  • Mizuho Corporate Bank;
  • Mitsubishi UFJ Financial Group;
  • Industrial Bank of Japan и др.

Лидерами мировой экономики являются такие японские компании, как Fujitsu Limited, Toshiba Corporation, Honda Motor Co. Ltd, Sony Corporation, Panasonic Corporation, Toyota Motor Corporation.

В начале XXI столетия в данной отрасли работало на постоянной основе порядка 8 млн человек. Именно в тот период массово открывались сборочные филиалы японских автопроизводителей в Азии.

Судостроение – традиционная отрасль производства островного государства. Крупнейшие заводы функционируют в городах Хакодате (остров Хоккайдо), Иокогаме, Йокосуке, Кобе, Ономити (все – на острове Хонсю), Сакаиде (остров Сикоку), Нагасаки (остров Кюсю). В число ведущих судостроительных компаний Японии входят “Кавасаки”, “Мицубиси”, “Сасебо”.

В электротехнической сфере заслуженную известность получили такие корпорации, как Yamaha, Sharp, Pioneer, Konica, Hitachi, JVC, Casio, Canon.

Для культивирования на архипелаге пригодны только 12 % земель. Заливные поля занимают большую часть этих угодий. Они используются для возделывания риса.

В среднем на 1 фермерское хозяйство приходится 1,8 га пашни. Со значительным отрывом по этому показателю идет Хоккайдо – 18 га, в остальных 46 префектурах – всего 1,3 га.

На протяжении длительного времени наибольшую прибыль приносила подобная деятельность на море Санрику (северо-восток острова Хонсю). Там теплое течение Куросио встречается с холодным Курильским течением. Но по причине аварии, произошедшей на расположенной поблизости Фукусимской АЭС, вылов в этом ареале рыбы был временно приостановлен.

Другое место акватории японского архипелага, богатое морепродуктами, – юг и север Западного Тихого океана

Сфера транспорта

В Японии действует современная и эффективная транспортная система. Общая протяженность автомагистралей на архипелаге составляет 1,2 млн км. Крупные города соединяет единая сеть платных высокоскоростных дорог. Она находится в ведении организаций, наделенных правом сбора платы за проезд.

На местных и региональных рынках пассажирских перевозок конкурируют десятки железнодорожных компаний, например таких, как Keio Corporation, Kintetsu Corporation, JR Group, Seibu Railway Company. Все их поезда славятся точностью движения.

Транспорт Японии

Немного цифр:

  • Суммарная протяженность железных дорог составляет 27182 км.
  • Электрифицировано:
    • 2893,1 км дорог, имеющих стандартную ширину колеи;
    • 89,8 км дорог с узкой колеей.
  • Наиболее быстрые поезда “Синкэнсан” серий 500 и 700 развивают скорость до 300 км/час.

Аэропортов в Японии много. Главные международные воздушные гавани – Нарита (район Токио), Тюбу (район Нагойя) и Кансай (район Киото/Кобе/Осака).

Основным внутренним центром является токийский аэропорт Ханэда. Согласно статистике, это наиболее оживленный аэропорт Азии и 4-й по этому показателю в мире.

В Японии существуют две главные авиакомпании: Japan Airlines и All Nippon Airways.

В число других пассажирских авиаперевозчиков входят Fuji Dream Airlines, Star Flyer, Air Do, Skynet Asia Airways и Skymark Airlines.

Багаж в аэропорту

Исторически воздушные внутренние перевозки по японскому архипелагу строго регулировались. Трем крупнейшим авиакомпаниям (JAS, ANA и JAL) с 1972 года были выделены конкретные маршруты.

Вплоть до 2000 года стоимость авиабилетов определялась правительством. Вместе с тем с 1995 года у авиакомпаний имелась возможность регулировать стандартные тарифы (тогда было разрешено применение скидок до 50 %). Сегодня авиаперевозчик может самостоятельно устанавливать цену на перелет, но за правительством закреплено право вето, если стоимость окажется очень высокой.

Лучшие показатели в Японии по уровню безработицы наблюдались в 1960 году, когда экономика страны развивалась стремительными темпами. Официально нетрудоустроенными считался 1 % людей, то есть была достигнута практически полная занятость. А наступивший в 1973 году так называемый нефтяной кризис привел к массовому сокращению рабочих мест.

Ситуация не вышла из-под контроля только благодаря предпринятым правительством мерам по организации рабочих мест и значительному прорыву в области медицины. Пик безработицы – 5,3 % – был зафиксирован в 2010 году, и до нашего времени отмечалось ее постепенное снижение.

По данным на конец августа 2019 года она составляла 2,2 % Несколько иная цифра для молодежи – 3,8 %. Для сравнения: на тот же период времени в США показатель безработицы был равен 8,5 %.

КЗ = (ЧЗЛ/ЧТН) × 100 (%), где

Занятость населения

КЗ – коэффициент занятости, искомый параметр;

ЧЗЛ – число занятых людей;

ЧТН – численность трудоспособного населения (возраст от 15 до 65 лет).

В Японии на начало 2019 года КЗ был равен 59,2 %. Как изменялась занятость населения Японии за последние 20 лет, можно узнать, изучив график. Из него видно, что максимальное падение коэффициента занятости пришлось на 2012-й – последний год мирового финансового кризиса.

Население Страны восходящего солнца сокращается, но это вовсе не значит, что растет смертность. Здоровье пожилых японцев лучше, чем у людей преклонного возраста других государств.

Между тем демографическая обстановка в Японии отнюдь не радужная. Сегодня коэффициент рождаемости здесь составляет 1,46, в то время как воспроизводство населения будет иметь место при значении этого показателя на одну женщину в репродуктивном возрасте не меньше 2. И, по всем прогнозам, по крайней мере в обозримом будущем, коэффициент рождаемости таким не станет.

К этому их стимулируют и установленные государством правила выплаты денежной помощи людям преклонных лет:

  • при выходе на заслуженный отдых в 60 лет размер базовой пенсионной выплаты уменьшается на 0,5 процента за каждый месяц, на протяжении которых человек пребывал на пенсии до достижения им 65-летнего возраста;
  • жителю Японии, вышедшему на заслуженный отдых в 70 лет, за каждый месяц, в течение которых велась трудовая деятельность после 65 лет, полагается полупроцентная надбавка к базовой пенсии.

Занятость населения

Размер минимальной пенсионной выплаты пожилым людям в Японии составляет 600 долларов, в то время, как в Китае средний размер выплат составляет около 14 долл сельским жителям и около 350 – горожанам.

Оцените автора
Polem-Travel.ru