Лидеры стран снг

Нидерланды

Основание СНГ

Идея образования экономического сообщества получила своё начало уже в 1990 году, когда Союз Советских Социалистических Республик ещё существовал как государство. Кризис советской государственности и развал экономики породили обсуждения о необходимости пересмотра всей системы власти в Союзе. Попытки выхода нескольких республик из состава страны всё сильнее расшатали национальное единство, а Михаил Сергеевич Горбачёв, Президент СССР, на деле не контролировал ситуацию ни на местах, ни в целом в федерации.

Впервые идея о преобразовании СССР в союз независимых государств была высказана на конфиденциальной встрече глав республик в ноябре 1990 года. От лица России говорил тогда Борис Ельцин, намеревавшийся как можно сильнее ослабить центр и взять власть в свои руки (он надеялся, что сам лично сумеет подмять под себя весь Советский Союз).

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Тогда идея никем не была подхвачена: надежды на сохранение Советского Союза ещё оставались и у Горбачёва, и у других руководителей республик, и у большинства реформаторов в КПСС. Переговоры о преобразовании СССР в союз суверенных (но не независимых) государств шли успешно, и договорённость была достигнута.

Однако к августу 1991 года стало ясно, что такие надежды были призрачны. Местные руководители стремились к полной самостоятельности, отказ коммунистов от референдума по вопросу о существовании СССР делегитимизировал их попытки сохранить страну, а всплывшая попытка переворота в начале августа довела процессы до той стадии, когда разрушение государственности стало неумолимым и непреодолимым.

Даже тем, кто выступал за союз, теперь приходилось соглашаться лишь на вариант конфедерации. Горбачёв, стремясь сохранить свою власть, пусть даже и формальную, был готов и на такой вариант. Он не учёл интересы самих республик, которым амбиции Горбачёва стояли поперёк горла. В сентябре 1991 года прошла секретная встреча генсека ЦК КПСС В. Д.

Авторами проекта об СНГ стали лично Генеральный секретарь Центрального Комитета КПСС Вячеслав Дмитриевич Кулагин, лидер умеренно-реформистской группировки в руководстве СССР, и Николай Иванович Рыжков, Президент РСФСР и глава коммунистов-реформаторов, один из “отцов Перестройки”. Созданный в ноябре 1991 года проект Договора был озвучен на очередной тайной встрече лидеров РСФСР, БССР и КазССР, а вскоре с их идеей согласились другие республики.

Лидеры стран снг

В условиях распада СССР, когда союзные лидеры осознавали необходимость предотвращения дальнейшей экономической и политической дезинтеграции республик, но при этим не хотели отдавать свой суверенитет обратно в руки союзного центра, вариант формирования СНГ заместо нового союзного государства был воспринят, в целом, положительно и утверждён как наилучший. Взаимное согласие трёх крупных республик стало сигналом для пяти других, и к январю следующего года окончательно сложился костяк нового Союза.

Формальное создание Союза Независимых Государств имело место 9 декабря 1991 года, когда лидеры шести республик Союза Советских Социалистических Республик, участвующих в “Новоогарёвском процессе”, вместо того, чтобы подписать Договор об образовании Союза Суверенных Государств, к чему их всячески подталкивал Горбачёв, совместно приняли за основу будущего объединения Договор об образовании Союза Независимых Государств и подписали его.

Согласно “Постановлению №24 от 12.02.1999” — одному из первых решений Высшего Совета, — вплоть до 1 января 2020 ни одно из государств, не являющее бывшей союзной республикой в составе СССР, не может стать полноправным членом СНГ; в силе остаётся только возможность интеграции в СНГ на основе одной из трёх форм договорённостей — единая таможенная зона, военно-техническое сотрудничество или оборонительный союз.

Как появилось СНГ?

  • 8 декабря 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин, председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич и президент Украины Леонид Кравчук в резиденции в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) констатировали распад СССР и подписали Соглашение о создании СНГ. В преамбуле документа подчеркивалось, что с этого момента СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование.
  • 13 декабря о своем желании присоединиться к СНГ заявили лидеры других республик бывшего Союза.
  • 21 декабря 1991 года в Алма-Ате на встрече глав Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины была принята Алма-Атинская декларация и Протокол к Соглашению о создании СНГ.
  • Алма-Атинская встреча завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства. В Декларации подтверждалось взаимное признание суверенитета и нерушимости границ, подчеркивалось, что взаимодействие участников СНГ будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты.

Подробнее о событиях 1991-го года читайте в спецпроекте ТАСС “Формула распада”, а также в материалах, посвященных Борису Ельцину и Михаилу Горбачеву.

Пройдите тест 10 вопросов о том, что ушло вместе с СССР. 

Для решения каких задач существует объединение?

Лидеры стран снг

Союз имеет ряд определённых задач, которые не были перечислены в тексте Договора, но которые оговариваются в публичных выступлениях лидеров СНГ и в других официальных документах.

1) взаимопомощь и надёжная защита от любой внешней угрозы;

2) безвозмездное вспомоществование друг другу в критических ситуациях, в случаях природных и техногенных катастроф;

а) свободы передвижения;

б) свободы перемещения товаров и услуг;

в) свободы ведения трудовой деятельности.

(примечание: для ассоциированных членов СНГ применяются другие правила интеграции, схожие но в иных объёмах)

4) интеграция всех государств в мировой рынок как единый народнохозяйственный комплекс;

а) на жизнь;

б) на личную свободу;

в) на защиту чести и доброго имени;

г) на свободу слова и мысли;

д) на защиту от произвола;

Лидеры стран снг

е) на образование и медицину;

ж) на квалифицированную юридическую помощь;

з) на справедливый суд;

и) на пользование культурным и историческим наследием;

к) на равный доступ к государственной и военной службе;

л) иные права, предусмотренные протоколами СНГ.

Флаг СНГ-0

Конечнойцелью Союза Независимых Государств, которую, в отличие от задач, не вводили в официальные документы, но лишь высказывали в публичных речах и на сессиях Межгосударственного Совета СНГ, является “построение гармоничного сообщества свободных, равноправных и демократических государств, несущих ответственность за коллективную судьбу народов”.

  • сотрудничество в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях
  • создание общего экономического пространства
  • обеспечение прав и свобод человека, мира и безопасности
  • борьба с организованной преступностью
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ и т.д.

Целями организации являются:

  • сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
  • всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
  • обеспечение прав и свобод человека;
  • сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
  • взаимная правовая помощь;
  • мирное разрешение споров и конфликтов между государствами-участниками организации.

К сферам совместной деятельности государств-участников относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
  • охрана здоровья и окружающей среды;
  • вопросы социальной и миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью;
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Правовая основа СНГ

Система права в СНГ основывается на тексте Союзного Договора (Договора об образовании Союза Независимых Государств, Договора об СНГ) и использует его как высший источник права. Никакой другой закон или акт не может служить источником права СНГ, если не составлен в полном соответствии с Союзным Договором и не имеет цели укреплять его и развивать.

В дополнение к Договору или отдельно от него могут создаваться протоколы СНГ, законы СНГ, постановления Президиума СНГ (Высшего Совета СНГ), распоряжения Исполнительного Секретариата СНГ. Любые акты СНГ, кроме протоколов, могут быть отменены единогласным решением Президиума.

Также одной из основ СНГ является референдум, проведённый 11 мая 1992 года.

Протокол СНГ “Об иных основополагающий актах СНГ” допускает переход статуса основного акта СНГ от Договора к СНГ к любому другому акту, если такое решение будет принято Межгосударственным Советом СНГ. Предположительно, таким актом является Конституция СНГ (на данный момент не существует).

Что значит “государство-член”, “государство-участник” и “ассоциированный член”?

Государство Дата вступления Дата ратификации Уровень членства
Республика Беларусь 9 декабря 1991 23 декабря 1991 Участник
Республика Казахстан 9 декабря 1991 18 декабря 1991 Участник
Республика Турменистан 9 декабря 1991 13 декабря 1991 Участник
Республика Кыргызстан 9 декабря 1991 18 декабря 1991 Участник
Республика Узбекистан 9 декабря 1991 27 декабря 1991 Участник
Российская Федерация 9 декабря 1991 16 декабря 1991 Участник
Республика Таджикистан 21 декабря 1991 16 января 1992 Участник
Азербайджанская Республика 15 января 1992 3 февраля 1992 Участник
Монгольская Республика 7 июня 1992 3 июля 1992 АсЧ: ЕТЗ
Республика Молдова 24 сентября 1992 6 мая 1993 АсЧ: ЕТЗ ОС
Абхазская Республика 21 июня 1993 22 июня 1993 АсЧ: ЕТЗ ОС
Республика Армения 2 мая 1994 27 мая 1994 АсЧ: ЕТЗ
ДФРЮ (Югославия) 4 сентября 1995 8 сентября 1995 АсЧ: ОС
Республика Южная Осетия 29 ноября 1995 6 августа 2000 АсЧ: ЕТЗ ОС
Республика Болгария 12 марта 1997 26 марта 1997 АсЧ: ЕТЗ ВТС
Украина 5 марта 2015 5 июля 2015 АсЧ: ЕТЗ
Словакия1 16 апреля 2021 (-) АсЧ: (-)
Македония 20 августа 2023 1 ноября 2024 АсЧ: ЕТЗ ВТС

Примечание: АсЧ—принятое в СНГ сокращение, обозначающее “Ассоциированный член СНГ”;

1 — Словакия официально стала членом СНГ только в 2024 году после распада Чехословакии.

Карта СНГ 2020

Ассоциированный член и участник СНГ не обладают равными правами, как указывалось выше, однако ограниченное членство в СНГ даёт возможность в будущем обрести полноправное. Прямую тенденцию на вступление в СНГ держат Югославия и Южная Осетия, сдержанную — Абхазия и Молдова, пока не заявляют о намерениях углублять отношения — Монголия, Армения, Болгария и Украина.

  • Государствами-членами Содружества, согласно Уставу, являются только государства-участники, присоединившиеся к Уставу СНГ в течение одного года после его принятия.
  • Устав Содружества был принят 22 января 1993 г., тогда же его подписали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В том же году к Уставу присоединились Азербайджан и Грузия, в 1994 г. – Молдавия.
  • Украина и Туркменистан не являются полноправными членами, поскольку не ратифицировали Устав СНГ.
  • С декабря 1991 г. Украина имеет статус государства-участника.
  • Туркменистан являлся государством-участником с декабря 1991 г. до августа 2005 г., с августа 2005 г. – ассоциированный член. Статус ассоциированного члена предоставляется государству, желающему участвовать лишь в отдельных видах деятельности организации.
  • Ни в одном документе СНГ не проводится различие между статусом членов и участников Содружества.

Символика СНГ

Вместе с введением основ административного регулирования и управления Союза Независимых Государств встал вопрос о символах нового содружества. Был организован всесоюзный конкурс, на которой с разных уголков Союза присылали сотни вариантов флагов и гербов, обсуждался вероятный девиз Союза, поднимался также вопрос и о гимне СНГ. Изучением предлагаемых вариантов занимались Оперативный Центр СНГ и Комитет СНГ по символике.

К сентябрю 1992 года конкурс был официально завершён. На финальное рассмотрение было отобрано по десять вариантов флагов, гербов (эмблем, печатей), гимнов и девизов.

Флаг СНГ-0

Флаг Союза Независимых Государств

От идеи гимна было решено отказаться на основании того, что СНГ не государство, и наличие флага и эмблемы уже достаточно.

Эмблема СНГ 1992

Эмблема Союза Независимых Государств в виде флага

Отдельно был решён вопрос о военной символике Союза Независимых Государств. За основу взяли символы Вооружённых Сил СССР с внесением в них некоторых поправок. Это должно было отражать преемственность армии СНГ от армии СССР, сохранение воинских традиций, социалистический интернационализм и боевое братство народов СНГ.

Какой орган является высшим в СНГ?

Генеральный секретарь СНГ (до 2008 года)

Российский флаг

По изначальному плану, как следует создавать органы нового Союза, лидеры государств-участников СНГ сошлись в том мнении, что звание главы исполнительной власти в СНГ не должно носить такого подтекста, будто он является главой государства; это нужно, потому что СНГ не является государством, и никому не следует говорить об СНГ в таком смысле.

Высшая должность в СНГ была названа “Генеральный секретарь Союза Независимых Государств”. Генсек СНГ возглавляет Исполнительный Секретариат СНГ, сам будучи его сотрудником. Кандидат в Генеральные секретари Союза обязанный иметь опыт работы в Секретариате СНГ или одном из комитетов СНГ. Приветствуется опыт министерской работы в любом из союзных государств. Генсек Союза избирается Советом Союза Межгосударственного Совета СНГ.

За Генеральным секретарём СНГ закреплялись функции по оглашению политики СНГ и определению направлений развития СНГ на основе постановлений Высшего Совета СНГ, то есть генсек не был полновластным лидером. Он обладал представительскими функциями, и во всех международных делах СНГ именно он выступал от лица Союза, подписывал договорённости.

С 2008 года за генсеком были оставлены лишь исполнительные функции внутри Секретариата СНГ без права решающего голоса в делах Союза.

Список Генеральных секретарей СНГ     Беспартийный     Коммунистическая Партия Союзных Государств     Социал-Демократическая Партия Союзных Государств

Портрет Имя В должности Партии
1 2823648 Евгений Максимович Примаков
(1929 – 2015)
1992 1996 КПСГ, СДПСГ, Партия народов, ЛДПСГ
2 Kulagin2 Вячеслав Дмитриевич Кулагин
(1925 – …)
1996 2000 1) КПСГ, Партия народов, СДПСГ, ЛДПСГ, Конгресс русских общин;

2) КПСГ, СДПСГ, Партия народов, ЛДПСГ, Конгресс русских общин

3 Lukashenko 2 Александр Григорьевич Лукашенко
(1954 – …)
2004 2008 1) СДПСГ, КПСГ, Партия народов, ЛДПСГ;

2) КПСГ, СДПСГ, Партия народов

4 Шумейко1 Владимир Филиппович Шумейко
(1945 – …)
2008 2016 СДПСГ, КПСГ, Партия народов (оба созыва)
5 Mirziyoyev Шавкат Миромонович Мирзиёев
(1961 – …)
2016 ныне КПСГ, СДПСГ, Партия народов, ЛДПСГ

Председатель Президиума СНГ (с 2008 года)

Photo 43468

Действующий Председатель Президиума СНГ (с 2012) Нурсултан Абишевич Назарбаев, бывший Президент Республики Казахстан

Должность Председателя Президиума СНГ была введена вместе с самим Президиумом. Начало нулевых годов характеризуются стремлением народов к большему сближению. Союз Независимых Государств олицетворял собой мирное сосуществование разных культур и языков, чем сильно выигрывал даже на фоне Европейского Союза, куда входили только представители европейской цивилизации.

Поэтому, несмотря на проблематичные изменения внутри крупнейшей республики — России, — был учреждён пост Председателя Президиума СНГ. Теперь все представительские функции Союза были переданы ему. Он лично мог взаимодействовать со всеми союзными лидерами и участвовать в обсуждении всех дел СНГ. Он возглавил Межгосударственную Комиссию СНГ и тем самым получил возможности осуществлять внутреннюю политику Союза и реализовывать программы развития СНГ. За Председателем Президиума было закреплено право выступать на сессиях Межгосударственного Совета и в парламентах союзных государств.

В отличие от Генерального секретаря, Председатель Президиума избирается специально назначаемыми выборщиками от всех полноценных государств-участников СНГ, частично заимствовав американскую модель выборов. Из-за этого Председателя Президиума за границей СНГ зачастую именуют “Президентом СНГ”, однако такое определение, по понятным причинам, не приветствуется внутри самого Союза.

Belarus 1992

Список Председателей Президиума СНГ     Социал-Демократическая Партия Союзных Государств     Партия народов – Единство, равенство, Союз

Портрет Имя В должности Партия Голосов “за”
1 Lukashenko 2 Александр Григорьевич Лукашенко
(1954 – …)
2008 2012 Социал-Демократическая Партия Союзных Государств 61,55%
2 Nursultan nazarbayev Нурсултан Абишевич Назарбаев
(1940 – …)
2012 ныне “Партия народов” 1) 42,97%

2) 58,71%

  • Совет глав государств, в котором представлены все 11 стран.

Гражданство СНГ

Элемент единого гражданства СНГ в течение долгих лет был вопросом тяжёлых споров и кривотолков. Либеральная оппозиция, противившаяся укреплению СНГ, считала, что введение института гражданства является шагом к восстановлению СССР. Ирредентисты (сторонники государственного единства СНГ) брали в качестве примера Евросоюз, где уже было введено общеевропейское гражданство.

В общем, в 2005 году на встрече союзных лидеров была достигнута договорённость о постепенном введении “гражданства Союза Независимых Государств”; под гражданами СНГ подразумеваются граждане государств-участников СНГ. Были озвучены и планы на создание общесоюзного паспорта и единой паспортно-регистрационной системы.

В 2017 году на встрече Севастополе было принято окончательное решение: главы государств и правительств СНГ подтвердили намерение ввести единое гражданство СНГ, которое вступает в силу с 1 января 2021. С того момента граждане СНГ обладают паспортами единого образца и чётко прописанным набором прав и обязанностей в пределах Союза, но с учётом национальной специфики союзных государств.

Существование различий и фактическое неравенство граждан СНГ разных стран критикуется ирредентистами как полумера и пустая формальность. Однако многие демократы, к тому времени выражавшие лояльную Союзу позицию, утверждают, что общее гражданство с местной спецификой положительно скажется на интеграции союзных стран и лишь подтвердит их стремление к единству при сохранении многообразия.

Проблема Украины

1024px-Flag of Kazakhstan.svg

Украина является последним государством, которое обрело членство в СНГ до 2020 года. Этому предшествовала целая эпоха внутриполитической борьбы сторонников евроинтеграции, живущих преимущественно на Западной Украине, и сторонников “восточного пути”, тяготеющих к России ввиду территориальной, культурной и исторической близости граждан Украины русского происхождения и русскоязычных украинцев, по большей части живущих в Восточной Украине.

Черновол4

В. М. Черновол — Президент Украины (1991-1997)

Однако стараниями 1-ого Президента Украины Вячеслава Максимовича Черновола, который, разогнав в 1993-1994 годах оппозицию и силой подавив народные волнения, вызванные нехваткой товаров народного потребления, до 2008 года у власти безраздельно находилась группировка прозападных политиков, которые вели страну к отколу от “русского мира” и формально держали курс на присоединение к “цивилизованной Европе”.

Поспешно проведённые реформы полностью развалили некогда пятую экономику на европейском континенте. Если России удалось построить социально-ориентированный рынок благодаря чёткому плану преобразований под государственным контролем и при тщательной подготовке, то Черновол рассчитывал на быстрый переход и инвестиции Запада.

Именно под видом либерализации происходил развал промышленности и продажа собственности в частные руки, в том числе нечестная торговля землёй. Миллионы людей уезжали на заработки ежегодно в соседние страны, по большей части, в РФ и Беларусь, так как эти две страны проводили дружелюбную политику, рассчитывая в будущем присоединить Украину к Союзу Независимых Государств.

Россия, закрыв свой рынок, отказалась и от любых вливаний в экономику соседа. Неудачный курс повлёк демографический кризис: население Украины за годы независимости упало с 52 млн до 41 млн, отток по инерции продолжается и после присоединения к СНГ. Уровень жизни этой страны рухнул до уровня странам Средней Азии, выйдя в рост только в XXI веке, а крайнее обнищание украинцев в 1990-ые породило зависть к успехам России, что вынуждало власть ухищряться изо всех сил в попытках удержать ситуацию.

После скоропостижной смерти Черновола, главой государства стал Геннадий Иосифович Удовенко, более умеренный сторонник предшественника, который пытался усидеть на двух стульях, тем самым лишь усиливая раздражение как запада, так и востока страны.

После десятилетия затишья украинский народ совершил свой исторический выбор в сентябре 2008 года: видя, что Россия не вмешивается в дела своих союзников (тогда у власти стоял генерал Александр Лебедь, сторонник изоляционизма), и не получая отклика со стороны Евросоюза, за счёт активной пропаганды украинского возрождения как нейтральной и мирной нации, победу на выборах одержал Виктор Фёдорович Янукович (в этом ему помогли и олигархические кланы).

До 2013 года ситуация на Украине могла быть охарактеризована как перманентный социальный кризис, но дело не выходило за рамки мирных протестов до того момента, пока пророссийское парламентское большинство не проголосовало за план интеграции с СНГ.

Maidan 2014

Евромайдан, 12 февраля 2014 года, второй день путча

Это подняло миллионы людей на открытое проявление недовольства. Западники стали формировать общественные объединения, националисты активно принялись вооружаться, а в Киеве стали собираться толпы недовольных. С ноября 2013 по январь 2014 происходили стихийные митинги, но когда националисты и европеисты, подогреваемые спецслужбами США, попытались с автоматами, гранатомётами и коктейлями Молотова свергнуть власть 11-14 февраля 2014 года, захватив здание Верховного Совета и Администрации Президента, последовала жёсткая реакция руководства (при поддержке российских спецслужб), что позволило к концу февраля полностью обезглавить все националистические силы Украины, а благодаря слаженным действиям армии и милиции к концу года и вовсе прижать к стенке противников Президента.

1024px-Flag of Uzbekistan.svg

В марте-апреле по стране прокатилась волна преследований противников членства в СНГ, в которой Янукович не останавливался ни на каких самых грубых мерах, в апреле-июле состоялась серия показательных процессов над “врагами государства”, зачастую с нарушением законов. Тысячи сторонников ЕС и США оказались за решёткой, другие бежали из страны. Санкции, введённые Западом, были преодолены увеличением поставок всех видов товаров из России по льготным ценам.

На президентских выборах в июне вместо Януковича выступал Виктор Владимирович Медведчук, который набрал 55,84% голосов (взяв по 90-95% в восточных регионах) и стал следующим главой государства, введя в стране “переходный период” для постепенного углубления “восточной интеграции”.

Вступление Украины в ряды полноправных членов СНГ обсуждается регулярно, но не решается. Власть не может не учитывать проевропейскую общественность Украины (а это не менее 35% населения) и опасность, которую она источает, в связи с чем старается как можно реже поднимать тему отношений с СНГ, делая упор на двусторонние взаимосвязи с Россией и другими странами Союза на основе ассоциированного членства, но не полноценного.

По какому принципу осуществляется председательство в организации?

  • Председательство в органах СНГ осуществляется поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.
  • 1 января 2016 г. председательство в СНГ перешло к Киргизии.
  • Россия будет председательствовать в 2017 г.
  • взаимодействие участников организации осуществляется на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием;
  • объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;
  • уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства;
  • приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства.

Межгосударственное сотрудничество СНГ

  • Антитеррористический Центр; 
  • Межгосударственный банк; 
  • Межгосударственный статистический комитет;
  • Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации;
  • Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера;
  • Межгосударственный совет по антимонопольной политике;
  • Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения;
  • Координационный совет государств — участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи;
  • Электроэнергетический совет;
  • Межгосударственный совет по промышленной безопасности
  • Межправительственный совет по вопросам агропромышленного комплекса СНГ
  • Региональное содружество в области связи
  • Совет по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества
  • Совет руководителей статистических служб государств — участников Содружества;
  • Совет руководителей таможенных служб государств — участников Содружества.

Единая таможенная зона (ЕТЗ)

ЕТЗ подразумевает межгосударственное сотрудничество СНГ (всех республик) и государства, которое не входит в состав СНГ. Под ЕТЗ подразумевается отказ от жёсткого пограничного контроля, таможни и таможенных пошлин, свободный провоз товаров и услуг, межгосударственное партнёрство по решению экономических проблем и кризисов.

1024px-Flag of Tajikistan.svg

Оборонительный союз (ОС)

ОС — военное соглашение, по сути дела, военный блок. Государство, вступившее в ОС с СНГ, скрепляет себя с ним узами коллективной обороны, то есть взаимной обязанности защищать друг друга. Если одна сторона подвергается нападению, то другая сторона оказывается в состоянии войны с агрессором и имеет обязанность помогать военными методами в борьбе против врага.

В рамках Оборонительного Союза допускается свободное прохождение вооружённых сил каждой из сторон Договора по территории другой стороны, свободное вхождение кораблей в порты, переброска воздушных частей через аэродромы; при необходимости, создавать военные базы на территории государства-члена Оборонительного Союза.

Военно-техническое сотрудничество (ВТС)

ВТС подразумевает кооперацию не только в военных сферах, но и в гражданских. В первую очередь, ВТС означает взаимопомощь по модернизации военных и промышленных технологий, взаимопомощь по повышению качества производств, преимущественно военных. Во-вторых, ВТС — это совместное предотвращение природных катаклизмов и разгребание их последствий. Если случается катаклизм, то страны, состоящие в ВТС с СНГ, обязуются принимать деятельное участие в оказании помощи пострадавшей стороне.

Военно-техническое сотрудничество не позволяет сторонам Договора свободно перемещать свои вооружённые силы по территории другой стороны Договора или организовывать там военные базы, но, тем не менее, обязывает, по крайней мере, не поддерживать любую третью страну, которая ведёт враждебную политику по отношению к СНГ или одному из его участников.

Ограничение форм сотрудничества

1) только ЕТЗ, либо только ВТС, либо только ОС;

2) ЕТЗ и ВТС, но без ОС;

3) ЕТЗ и ОС, но без ВТС.

Если государство намерено участвовать во всех трёх формах сотрудничество, то оно обязано вступить в Союз Независимых Государств в качестве полноправного члена, то есть стать участником СНГ.

Государство-участник СНГ, в отличие от простого члена СНГ, имеет возможность и право регулировать внешнеполитическую деятельность СНГ, задавать направления политики, предлагать внутренние структурные изменения. В свою очередь, это накладывает определённые обязанности по соблюдению стандартов и внутренних законодательных актов СНГ.

Как вступить в объединение и выйти из него?

  • Устав Содружества предусматривает, что членом СНГ может стать любое государство, разделяющее цели и принципы организации и принимающее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.
  • Согласно статье 9 Устава, государство-член вправе выйти из Содружества. Для этого необходимо за 12 месяцев до предполагаемого выхода письменно известить о своем намерении депозитария Устава СНГ (Белоруссия). При этом все обязательства данного государства, возникшие в период его участия в организации, должны быть полностью им выполнены.

Вооружённые Силы СНГ

W1056h594fill

Штаб Единого военного командования Объединённых Вооружённых Сил Союза Независимых Государств

Союз Независимых Государств обладает собственной армией, именуемой Объединёнными Вооружёнными Силами Союза Независимых Государств. Формирование ОВС СНГ происходит на основе армий государств-участников СНГ, но они не включают в себя непосредственно вооружённые силы государств, а формируются совместными решениями Высшего Совета СНГ и Единого военного командования СНГ.

В настоящее время общая численность ОВС СНГ составляет 424 тысячи человек, из них Сухопутные войска — 326 тысяч, Военно-воздушные силы — 39 тысяч, Военно-морские силы — 25 тысяч, остальной штат имеет в своём составе до 34 тысяч человек. Армия, авиация, флот и другие силовые структуры СНГ имеют свою форму, систему званий и должностей (см. статью Силы безопасности СНГ).

1024px-Flag of Kyrgyzstan.svg

Государства СНГ активно участвуют в развитии ОВС СНГ, основной вклад в процесс модернизации армии и флота вносит Российская Федерация. Большинство военных специалистов и начальников состоят на службе в Генштабе ВС РФ, благодаря чему Москве удаётся легко управлять процессами обновления союзной армии и укрепления её мощи.

Единое военное командование ОВС СНГ состоит из высших военных руководителей и верховных главнокомандующих союзных государств (то есть глав государств). Совместно с Президиумом Союза, ЕВК ОВС СНГ решает задачи стратегического и тактического характера, командует армиями и флотами, обеспечивает готовность Союза Независимых Государств к войне против врага как на своей территории, так и на чужой, хотя отечественная война (то есть та, в которой враг нападает первым) является единственным рассматриваемым вариантом: СНГ позиционирует себя как мирный блок самозащиты и самопомощи.

ВО СНГ

Военные округа СНГ: тёмно-синий — Ленинградский (Ленинград), красный — Московский (Москва), фиолетовый — Белорусский (Минск), розовый — Северо-Кавказский (Краснодар), оранжевый — Уральско-Волжский (Екатеринбург), коричневый — Сибирский (Новосибирск), светло-зелёный — Дальневосточный (Хабаровск), зелёный — Среднеазиатский (Алма-Ата), жёлтый — Туркестанский (Ташкент), синий — Закавказский (Баку); серый — Молдавский (Кишинёв).

Отдельным звеном стоит Межгосударственный комитет обороны, не входящий в состав Секретариата СНГ, а подчиняющийся Единому военному командованию и обеспечивающий бесперебойное снабжение военных объектов СНГ всеми необходимыми ресурсами и снаряжением, контролирующий военные производства в СНГ и курирующий военные заводы и заводы тяжёлой промышленности, которые необходимо перевести на военные рельсы на случай войны.

Задачи Объединённых Вооружённых Сил СНГ — защита мира и безопасности в Союзе, оборона союзных государств, участие в глобальной системе безопасности, участие в военных конфликтах, к которым присоединился СНГ на основе договорённостей или по мандату СНГ.

Применение Вооружённых Сил отдельных участников за пределами СНГ в одностороннем порядке строго запрещено. Для участия в военной кампании или проведения военной операции необходим мандат Союза Независимых Государств. Единая политика СНГ заключается в поддержании международного мира преимущественно мирными методами, однако в случае невозможности найти иные варианты, СНГ оставляет за собой право вмешательства как единое целое или передаёт это право отдельным своим участникам.

Shaposhnikov yevgeny

Евгений Иванович Шапошников, первый Главнокомандующий ОВС СНГ.

Ядерные силы СНГ находятся в полном подчинении

Какие страны и при каких обстоятельствах делали заявления о выходе из СНГ?

  • Правом выхода из СНГ воспользовалась лишь одна страна – Грузия.
  • Решение о выходе Грузии из Содружества было принято руководством этой страны после грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 г.
  • 12 августа 2008 г. президент Грузии Михаил Саакашвили сделал заявление о выходе страны из СНГ.
  • 14 августа парламент республики принял постановление о выходе Грузии из трех соглашений: Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Устава СНГ от 22 января 1993 г. и Договора о создании Экономического союза СНГ от 24 сентября 1993 г.
  • 18 августа МИД Грузии направил соответствующую ноту в Исполком СНГ. Решение вступило в силу спустя год.
  • С 18 августа 2009 г. Грузия не является государством – участником СНГ.
  • 19 марта 2014 г. директор департамента информационной политики украинского МИД Евгений Перебейнос сообщил, что Украина приостанавливает председательство в СНГ. Кроме того, “Украина оставляет за собой право рассмотреть целесообразность дальнейшего участия в деятельности СНГ”.
  • Решение украинской стороной принято после проведения 16 марта референдума о статусе Крыма и Севастополя и вхождении их в состав России.
  • В 2014 г. неоднократно появлялись сообщения о возможности выхода Украины из СНГ, однако официальную заявку страна не подавала.

Подробнее о событиях читайте в спецпроекте ТАСС “Украина: хроника евразийского раскола”.  

Ирредентистское движение СНГ

Ирредентизм и интеграция

1024px-Flag of Turkmenistan.svg

Ирредентизм — это политика объединение, стремление одной нации к формированию единого государства. С конца 1990-ых годов понятие “ирредентизм” стало использоваться в ключе углублённой интеграции союзных государств СНГ, то есть в значении движения к большему единству.

Когда СССР ещё не распался, М. С. Горбачёв выдвигал на обсуждение идею о Союзе Суверенных Государств — конфедерации государств, обладающих суверенной внутренней политикой, но общей внешей, экономической и военной. СНГ стал ему заменой и юридически государством не является. Укрепление единства мнений в СНГ является следствием гибкой политики лидеров Союза, ясного понимания, что только сближение государств будет способствовать их дальнейшему развитию и сохранению независимости перед лицом западного гегемона — США.

СНГ — конфедерация. Конституция СНГ

В конце 90-ых годов была предпринята первая попытка сближения государств в виде конфедерации, отложенная из-за опасности привлечь лишнее внимание Запада: СНГ долго копил силы, а до поры до времени оставался в стороне от большинства мировых процессов. В середине нулевых была вновь озвучена идея объединения союзных государств в конфедерацию, организованы дебаты и обсуждения идей для Конституции СНГ, призванной заменить Договор об СНГ и все протоколы к нему.

Проект Конституции был готов к 2005 году, а международные дебаты прошли во всех союзных государствах с сентября 2005 по июнь 2007.

1024px-Flag of Azerbaijan.svg

Серьёзными новшествами Конституции были замена названий: вместо Председателя Президиума СНГ высшим должностным лицом в Союзе становится Президент СНГ, заместо Исполнительного Секретариата СНГ учреждался Совет министров СНГ и министерства СНГ. Права и обязанности этих органов расширялись не столь существенно, так как Союз Независимых Государств сам по себе напоминал неформальную конфедерацию.

Однако проект Конституции не прошёл. Внимание, которое уделили западные страны к происходящим в СНГ процессам, было с беспокойством замечено лидерами Союза и ирредентистами-демократами, и вследствие долгих обсуждений и уговоров было решено полностью отвергнуть данную реформу. К тому же внутри России произошла смена власти, в результате которой Президентом РФ стал консерватор-изоляционист генерал Александр Иванович Лебедь, негативно относившийся к углублению отношений между странами Союза.

В ноябре 2017 года, в условиях роста международной напряжённости, был вновь поднят вопрос о принятии Конституции СНГ и повышении Союза до уровня конфедерации. Такую цель себе поставил Президент Российской Федерации Иван Мельников, что он и высказал на торжественной встрече глав государств СНГ со всей смелостью, стараясь убедить союзников в укреплении взаимной интеграции.

В своей речи он подчеркнул, что новый Союз не должен и не может стать чем-то вроде СССР, поскольку будет образован на равноправных и демократических основаниях. Им было также отмечено, что лучшего всего такое решение принимать не через парламенты государств, а через волеизъявление народов. Идея была сдержанно встречена другими союзными руководителями, хоть и породила новые обсуждения среди граждан государств СНГ.

Предполагаемое название будущего государства — Европейско-Азиатский Союз Суверенных Государств (ЕАССГ, ЕАС, Евразийский Союз, Евразия).

Прочее

Протоколы СНГ

Протоколом именуется правовой акт, выпущенный Межгосударственным Советом СНГ (либо Высшим Советом СНГ в экстренных условиях) в дополнение к Союзному Договору. Целью протокола является уточнение Договора (ни в коем случае не пересмотр существующих положений) и введение новых правил деятельности Союза.

1) “О порядке вступления в силу Договора об СНГ”;

2) “Об избрании депутатов Межгосударственного Совета СНГ”;

3) “О формировании Секретариата СНГ”;

4) “О порядке избрания Генерального секретаря СНГ”;

5) “О Председателе Президиума Союза Независимых Государств”;

1024px-Flag of Moldova.svg

6) “О борьбе с организованной преступностью”;

7) “Об антитеррористических мерах”;

8) “Об экономических реформах и переходу к рыночной экономической модели”;

9) “О запрете монополий и борьбе против них”;

10) “О разделении полномочий Союза Независимых Государств и государств-участников”;

11) “Об исключительных суверенных правах союзных государств”;

12) “Об ассоциированных членах Союза и их правах”.

Договор о дружбе и сотрудничестве

Договор о дружбе и сотрудничестве между СНГ и другой страной — это единый акт союзных государств, который они подписывают все вместе, но через посредничество Союза Независимых Государств, с другим государством. Для принятия такого акта необходимо единогласное решение Президиума СНГ и предварительное согласие Совета Республик Межгосударственного Совета СНГ. Этим договором каждое из государств-участников СНГ признает сотрудничество с другой страной в разных сферах.

Договор о дружбе не является актом интеграции. Такой договор не обязывает страны СНГ оказывать помощь другой стороне, а на ту сторону не накладывает никаких обязательств и условий, предусмотренных законами и протоколами Союза.

Дата принятия Государства-инициаторы Другая сторона
26.07.1992 Россия, Казахстан Болгария
01.04.1994 Россия, Беларусь ДФРЮ (Югославия)
08.06.1996 Россия, Казахстан, Таджикистан КНР
23.12.1998 Россия, Беларусь Украина
15.07.2010 Россия Республика Корея

Референдум СНГ

Законом Союза Независимых Государств предусмотрено, что в рамках всех государств-участников Союза может быть проведён референдум.

Референдум назначается с целью решения особо значимой для СНГ проблемы, которая не может быть решена путями соглашений глав государств или принятия законов и протоколов.

Чтобы утвердить референдум, требуется провести совещание Президиума (Высшего Совета) СНГ, а также получить согласие на референдум непосредственно от парламентов государств-участников СНГ.

Результаты референдума СНГ носят рекомендательный характер, а не обязательный, в связи с чем идея референдума критикуется демократами. Однако факт проведения референдума в рамках группы независимых государств многими и так считается элементом интеграции и сближения, потому до сих пор закон СНГ “О референдуме в СНГ” не подвергался каким бы то ни было изменениям.

До сих пор в СНГ был проведён только один единственный референдум — это референдум 11 мая 1992 года о легитимности образования Союза Независимых Государств, по итогам которого было заявлено, что народы государств-основателей СНГ признают справедливость и необходимость образования Союза Независимых Государств.

Процентов
За 82,19%
Против 16,12%
Недейст. 1,69%
ВСЕГО 100,00%

Ко времени проведения референдума, уже действовали первичные органы СНГ — Секретариат, Оперативный Центр и Единое Военное Командование, — а также был определён исполняющий обязанности Генерального секретаря Союза. Им стал Евгений Максимович Примаков, бывший до того министром иностранных дел СССР.

Дата Цель Итог Следствие
1 2005 Введение поста Президента СНГ Отменён Пост Председателя Президиума СНГ введён в 2007 году законом СНГ.
2 2010 Принятие Конституции СНГ Не назначен Вопрос о Конституции СНГ до сих пор не решён.
3 2014 Об отмене моратория на вступление новых членов в СНГ Не назначен Было подтверждено намерение сохранить мораторий до 2020 года и не продлевать.
4 2017 Реформа Межгосударственного Совета СНГ Отменён Полномочия МС СНГ и принципы формирования оставлены в старом виде.

Обсуждению подлежали многие темы, которые, однако, не были вынесены даже на обсуждение в Межгосударственный Совет.

Мандат СНГ о применении Вооружённых Сил за рубежом

В некоторых случаях, когда что-то угрожает безопасности и правопорядку Союза Независимых Государств либо в какой-то из точек земного шара существует угроза конфликта с многочисленными жертвами, Союз Независимых Государств решением Высшего Совета (Президиума) вправе выделить мандат на проведение военной операции сроком не дольше двух лет с правом продления.

Мандат может быть адресован всему Союзу, и в таком случае военная операция будет проводиться под эгидой Объединённых Вооружённых Сил СНГ. Но мандат может быть выдан и одному или нескольким государствам Союза, если остальные не желают принимать участие в конфликте. В этом случае, Высший Совет (Президиум) дают добро на участие в конфликте отдельным участникам СНГ.

Дата Участники Место Цель Итог
март 1992 РФ, Беларусь Приднестровье Предотвращение военных действий Принуждение Молдовы к миру; в дальнейшем — вступление Молдовы в состав СНГ
июнь 1993 РФ, Беларусь Южная Осетия и Абхазия Предотвращение геноцида Отступление грузинской армии, неясность по статусу двух республик
июнь 1994 РФ, Казахстан, Беларусь Югославия Оказание помощи ДФРЮ в предотвращении геноцида сербов Сараевский мирный договор, прекращение войны
август 1998 Весь СНГ Югославия Ликвидация террористической угрозы в Косово и Метохии Слом сопротивления косовских террористов, восстановление порядка в регионе
март 2002 РФ, Беларусь КНДР Предотвращение незаконных разработок ядерного оружия Захват корейского ЯО и прекращение милитаристского курса КНДР
июнь 2003 Весь СНГ Ирак Свержение режима Саддама Хусейна Период неопределённости, раскол страны на шиитскую и суннитскую части

Всего Союзом Независимых Государств было вынесено шесть мандатов, и во всех случаях основным инициатором и реализующей стороной была Российская Федерация, лишь в одной операции принимали участие подразделения всех стран-участников СНГ. Наибольший вклад в дело мира внесли Россия и Беларусь.

ООН, Евросоюз и НАТО регулярно и поныне высказывают своё недовольство любыми действиями СНГ, но Союз отвечает обвинениями в адрес НАТО и предоставлял доказательства угрозы с её стороны. Это грозило планете новой Холодной войной, однако в 2003 году, ввиду возникшего напряжения в отношениях с КНР, России пришлось пересмотреть своё отношение к Западу и начать осторожное сближение с европейцами и американцами по некоторым вопросам.

1024px-Flag of the Republic of Abkhazia.svg

Благодаря этому удалось отговорить США от применения силы к Ираку, где как раз был у власти Саддам Хусейн. В свою очередь Россия имела некоторые договорённости с Ираком ещё с советских времён, по которым она будет готова предоставить ему помощь в исключительной ситуации, как было в 1991 году, когда Генеральный секретарь ЦК КПСС потребовал от США прекратить агрессию против Ирака, но при этом с Ирака было взято обязательство вывести войска из Кувейта.

Армия Беларуси 2003

Подразделение ВДВ ВС Республики Беларусь, военная операция в Ираке, 2003 год.

Теперь же у Ирака возникла проблема в лице объединённых курдских и шиитских войск. Повстанцы имели причины для своего недовольства властью, но Хусейн, загнанный в угол, ещё в 2000 году провозгласил постепенные реформы по образцу российских. Этого оппозиции было мало, и так началась гражданская война, продлившаяся три месяца.

Не дожидаясь, пока НАТО соизволит подать голос, Российская Федерация призвала СНГ оказать помощь Ираку в восстановлении порядка. К концу года курдские и шиитские группировки были разбиты наголову, а похолодание отношений между НАТО и СНГ продлилось вплоть до 2009 года, когда Президентом США стала Хиллари Клинтон, объявившая “Перезагрузку” отношений с СНГ приоритетом внешней политики США.

В 2002 году Корейская Народно-Демократическая Республика заявила о наличии у себя ядерных вооружений, способных достичь Республики Корея и Японии, и возможно берегов США. Это обеспокоило Союз Независимых Государств, так как Россия и Казахстан находились в зоне ядерной угрозы со стороны КНДР. Несмотря на то, что Северная Корея не декларировала никакой неприязни к России и формально сохраняла коммунистический строй, тем не менее, российское руководство опасалось, что наличие ядерного оружия у чучхейского режима будет нести угрозу всему Азиатско-Тихоокеанскому Региону.

В ходе военной операции столица КНДР Пхеньян и ядерные объекты страны были захвачены десантными силами РФ и Республики Беларусь, Ким Чен Ир — арестован, к власти приведён его брат Ким Пхён Иль, который частично “открутил гайки” и начал внедрение элементов рыночной экономики, заняв позицию полной лояльности к Российской Федерации.

Это сильно задело Китай, ведь КНДР была его союзником. А вот Южная Корея, потеряв основного врага в лице северокорейской диктатуры, начала построение с Севером экономических связей, с Россией также были заключены взаимовыгодные договоры. Как только в 2009 году Республика Корея расторгла военное соглашение с США и взяла курс на воссоединение двух Корей, Америка сразу же обвинила Россию в посягательстве на “мировой порядок” и предпочла свернуть любое военное сотрудничество.

Содружество независимых государств (СНГ)

Содружество Независимых Государств (СНГ) — это региональная международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР.

1024px-Flag of Armenia.svg

Организация была основана 8 декабря 1991 года, когда главы РСФСР (Борис Ельцин), Белоруссии (Станислав Шушкевич) и Украины (Леонид Кравчук) подписали в Вискулях (Беловежская пуща, Беларусь) «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).

В документе, состоявшем из Преамбул и 14 статей, констатировалось, что СССР прекратил своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерения развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

13 декабря 1991 года в городе Ашхабад (Туркменистан) состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом заседания стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей.

21 декабря 1991 года главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины подписали Алма-Атинскую декларацию, в которой излагались цели и принципы СНГ. Также был подписан протокол к соглашению о создании СНГ.

Последним государством, ратифицировавшим соглашение о создании СНГ, стала Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшаяся ассоциированным членом организации. 

На первой встрече глав государств Содружества, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса.

Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января в Минске был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации.

1024px-Flag of Yugoslavia (1946-1992).svg

18 октября 2011 года восемь государств-участников Содружества — Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан — подписали договор о зоне свободной торговли, который заменил больше ста двухсторонних договоров, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве содружества.

Сюда включены как полноправные участники Союза, так и ассоциированные члены.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Примечание: если год основания указан через слэш, то первая дата — провозглашение государственности как советской республики, вторая дата — провозглашение независимости от СССР.

Республика Беларусь
Republic of Belarus
Belarus 1992
Год основания: 1919/1992
Столица: Минск
Языки  
  Государственный белорусский, русский
  Другие нет
Глава государства: Президент
Глава правительства: Председатель Совета Министров
Гос. религия: светское государство
Другие религии: православие, католицизм
Площадь: 207.600 км²
Население 10.991.823 чел.
Денеж. единица: рубль СНГ
Российская Федерация
Russian Federation
Российский флаг
Год основания: 1917/1991
Столица: Москва
Языки  
  Государственный русский
  Другие нет
Глава государства: Президент
Глава правительства: Премьер-министр
Гос. религия: светское государство
Другие религии: православие, ислам, буддизм
Площадь: 17 млн. км²
Население 156 млн. чел.
Денеж. единица: рубль СНГ
Республика Казахстан
Republic of Kazakhstan
1024px-Flag of Kazakhstan.svg
Год основания: 1936/1992
Столица: Алма-Ата
Языки  
  Государственный казахский
  Другие русский
Глава государства: Президент
Глава правительства: Премьер-министр
Гос. религия: светское государство
Другие религии: ислам, православие
Площадь: 2.724.902 км²
Население 20.356.890 чел.
Денеж. единица: рубль СНГ
Республика Таджикистан
Republic of Tajikistan
1024px-Flag of Tajikistan.svg
Год основания: 1929/1992
Столица: Душанбе
Языки  
  Государственный таджикский
  Другие русский
Глава государства: Председатель Госсовета
Глава правительства: отсутствует
Гос. религия: светское государство
Другие религии: ислам
Площадь: 143.100 км²
Население 8.991.725 чел.
Денеж. единица: рубль СНГ
Республика Узбекистан
Republic of Uzbekistan
1024px-Flag of Uzbekistan.svg
Год основания: 1924/1992
Столица: Ташкент
Языки  
  Государственный узбекский
  Другие русский, каракалпакский
Глава государства: Президент
Глава правительства: отсутствует
Гос. религия: светское государство
Другие религии: ислам
Площадь: 447.400 км²
Население 33.085.200 чел.
Денеж. единица: рубль СНГ
Республика Кыргызстан
Republic of Kyrgyzstan
1024px-Flag of Kyrgyzstan.svg
Год основания: 1936/1992
Столица: Бишкек
Языки  
  Государственный киргизский
  Другие русский
Глава государства: Президент
Глава правительства: Председатель Кабинета Министров
Гос. религия: светское государство
Другие религии: ислам, православие
Площадь: 199.951 км²
Население 6.256.700 чел.
Денеж. единица: рубль СНГ
Государство Туркменистан
State of Turkmenistan
1024px-Flag of Turkmenistan.svg
Год основания: 1924/1992
Столица: Ашхабад
Языки  
  Государственный туркменский
  Другие нет
Глава государства: Президент
Глава правительства: отсутствует
Гос. религия: светское государство
Другие религии: ислам
Площадь: 491.200 км²
Население 5.758.075 чел.
Денеж. единица: рубль СНГ
Азербайджанская Республика
Republic of Azerbaijan
1024px-Flag of Azerbaijan.svg
Год основания: 1920/1992
Столица: Баку
Языки  
  Государственный азербайджанский
  Другие русский
Глава государства: Президент
Глава правительства: Премьер Кабинета
Гос. религия: светское государство
Другие религии: ислам
Площадь: 86.600 км²
Население 9.574.000 чел.
Денеж. единица: рубль СНГ
Монгольская Народная Республика
People’s Republic of Mongolia
1024px-Flag of the People's Republic of Mongolia (1940-1992).svg
Год основания: 1921
Столица: Улан-Батор
Языки  
  Государственный монгольский
  Другие нет
Глава государства: Председатель Великого народного хурала
Глава правительства: Председатель Совета Министров
Гос. религия: светское государство
Другие религии: буддизм, шаманизм
Площадь: 1.564.116 км²
Население 3.119.935 чел.
Денеж. единица: монгольский тугрик; рубль СНГ
Абхазская Республика
Republic of Abkhazia
1024px-Flag of the Republic of Abkhazia.svg
Год основания: 1991
Столица: Сухум
Языки  
  Государственный абхазский, русский
  Другие нет
Глава государства: Президент
Глава правительства: Председатель Правительства
Гос. религия: светское государство
Другие религии: православие, ислам, язычество
Площадь: 8.665 км²
Население 383.064 чел.
Денеж. единица: рубль СНГ
Федеративная Республика Молдова
Federal Republic of Moldova
1024px-Flag of Moldova.svg
Год основания: 1940/1994
Столица: Кишинёв
Языки  
  Государственный молдавский
  Другие русский, украинский
Глава государства: Президент
Глава правительства: Премьер-министр
Гос. религия: светское государство
Другие религии: православие
Площадь: 33.846 км²
Население 4.152.700 чел.
Денеж. единица: молдавский лей; рубль СНГ
Республика Армения
Republic of Armenia
1024px-Flag of Armenia.svg
Год основания: 1920/1992
Столица: Ереван
Языки  
  Государственный армянский
  Другие русский
Глава государства: Президент
Глава правительства: Премьер-министр
Гос. религия: православие
Другие религии: отсутствует
Площадь: 29.743 км²
Население 3.786.570 чел.
Денеж. единица: армянский драм; рубль СНГ
Демократическая Федеративная Республика Югославия
Democratic Federal Republic of Yugoslavia
1024px-Flag of Yugoslavia (1946-1992).svg
Год основания: 1946, 1992
Столица: Белград
Языки  
  Государственный сербский
  Другие черногорский, боснийский
Глава государства: Президент
Глава правительства: Председатель Правительства
Гос. религия: светское государство
Другие религии: православие, ислам, католичество
Площадь: 153.054 км²
Население 14.343.917 чел.
Денеж. единица: югославский динар; рубль СНГ
Республика Южная Осетия – Государство Алания
Republic of South Ossetia – the State of Alania
1024px-Flag of South Ossetia.svg
Год основания: 1992
Столица: Цхинвал
Языки  
  Государственный осетинский, русский
  Другие грузинский
Глава государства: Президент
Глава правительства: отсутствует
Гос. религия: светское государство
Другие религии: православие
Площадь: 3.901 км²
Население 62.932 чел.
Денеж. единица: рубль СНГ
Республика Болгария
Republic of Bulgaria
1000px-Flag of Bulgaria.svg
Год основания: 1989
Столица: София
Языки  
  Государственный болгарский
  Другие нет
Глава государства: Президент
Глава правительства: Премьер-министр
Гос. религия: светское государство
Другие религии: православие, ислам
Площадь: 110.993 км²
Население 9.227.605 чел.
Денеж. единица: болгарский лев; рубль СНГ
Украина
Ukraine
Украинский флаг
Год основания: 1919/1991
Столица: Киев
Языки  
  Государственный украинский
  Другие русский (де-факто)
Глава государства: Президент
Глава правительства: отсутствует
Гос. религия: светское государство
Другие религии: православие
Площадь: 576.604 км²
Население 41.201.455 чел. чел.
Денеж. единица: украинская гривна
Оцените автора
Polem-Travel.ru