Цены на авиабилеты: почему так дорого

Нидерланды

Перевозки на пиве

—Я могу предполагать, что основная проблема в отсутствии конкуренции, — считает экономист Ашока Брамапутра из Дели. —Скажем, в Индии есть пять низкобюджетных авиакомпаний, и наш основной перевозчик Air India с ними постоянно конкурирует, предлагая даже более дешёвые тарифы, чем можно себе представить.

Иначе не выжить: все люди тогда полетят на лоукостерах, зачем им нужна громоздкая государственная контора? Кто-то сходит с дистанции: например, в 2012 году разорилась авиакомпания Kingfisher (её основал местный пивной завод (!)), а совсем недавно закрылась  Jet Airways. Но на их место рвутся новые участники рынка авиаперевозок. Пассажир должен иметь выбор, а в России, как я понимаю, его в данный момент нет.

Почему при росте курса валют дорожают авиабилеты по России

Самая значительная статья расходов, а точнее – их две, и каждая отнимает примерно по 26% от себестоимости перелета – это топливо и обслуживание в аэропорту пассажиров, самого самолета и багажа.

Далее идет ремонт, техническое обслуживание воздушного судна, затраты на лизинг и страхование —  это 16% от себестоимости.

Цены на авиабилеты: почему так дорого

Приблизительно 10% занимает фонд оплаты труда.

Около 5% тратится на рекламные компании и различные административные расходы. Столько же – комиссии и сборы.

4% от себестоимости – это метеообеспечение и аэронавигационные сборы.

Все остальное – а это 8% — расходы на амортизацию.

И не забывайте, что на внутренних рейсах ко всему вышеперечисленному добавляется еще и НДС – с 1 июля 2015 до конца 2017 года – 10%. Начиная с 2018 г. вернется обычная ставка в 18%. А это значит, что при прочих равных условиях и расходах, авиабилеты по России обойдутся на 10% (а с 2018 г. – на 18%) дороже, чем за рубеж.

Дело в том, что некоторые статьи расходов авиакомпаний номинированы в валюте. Это, например, лизинг, страхование, обслуживание самолета, если оно осуществляется не в России и т.п. Расходы авиакомпаний в валюте составляют примерно от 25 до 35%. То есть, если курс взлетел в два раза, то авиабилеты подорожают на 12-18%.

100 рублей за обед на борту

В другой индийский город — Варанаси — я направляюсь с помощью Air India. Лететь 1 час 15 минут, цена билета чуть побольше, — 1 650 рублей — но при этом разрешено бесплатно сдать багаж на 25 (!) кг, а в полёте дают бутылочку воды, сок и довольно скромный, но всё же бутерброд с сыром.

Государственный перевозчик активно продвигает себя, в рекламе говорится, что он лучше лоукостеров, ведь цены на билеты почти такие же, можно везти тяжёлую сумку, да ещё и слегка покормят. Две другие индийские бюджетные компании — GoAir и Spicejet — аналогично включают в стоимость билета бесплатный багаж в 15 кг.

Вот за пять лишних кило придётся доплатить примерно 1 700 рублей на наши деньги… Но, как горестно сказали мне в Spicejet, «мало кто доплачивает». Да, логично. Ведь 15 кг — это не рюкзачок за плечами, можно и личные вещи привезти, и гостинцы родственникам. Периодически у лоукостеров бывают распродажи, когда легко улететь из Дели в Мумбай (примерно как из Москвы в Петербург) за 110 рупий (всего 100 рублей!). В чём тут тогда вопрос? Как же эти авиакомпании вообще окупаются, да ещё и зарабатывают деньги? Может быть, в Индии топливо дешёвое?

Бедные пассажиры лучше?

Аэропорт Дели.

А вот ничего подобного. Индия обеспечивает себя нефтью лишь на 30% из собственных месторождений, остальное вынуждена закупать у иностранных поставщиков (в основном арабских). В отличие от России, являющейся крупным добытчиком и экспортёром нефти. Поэтому бензин на индийских АЗС стоит 72 рупии (грубо говоря, 65 рублей) за литр, авиационный керосин (именно его заливают в баки самолётов) существенно дороже, чем в РФ.

Объяснение прибыли простое: летают в основном самолёты огромного размера, с приличным количеством пассажиров, запускается больше рейсов каждый день, поэтому низкие цены вполне себя оправдывают. Я был в командировке в Индии до этого два года назад: удивительно, но билеты не подорожали. Их стоимость не растёт ввиду конкуренции и отчаянной борьбы авиакомпаний за каждого пассажира.

Слетать почти задаром

куда ни ткнись, цена зашкаливает. Кроме того, индийские авиакомпании перевозят не всё население страны поголовно, а скорее заняты «средним классом»: 12-15% населения, примерно 200 миллионов человек, то есть больше, чем живёт в РФ. Стало быть, вопрос не в бедности, а в том, что в Индии авиабизнес умеет лучше работать с потребителем.

…У нас довольно часто с умным видом рассуждают на тему подъёма отечественного туризма, однако воз и ныне там. Смешно: зачастую за границу слетать куда дешевле, чем по России. Опыт Индии с лоукостерами, несомненно, весьма интересен. Было бы хорошо, если бы к нему присмотрелись у нас.

Оцените автора
Polem-Travel.ru