Правовой статус беженцев в международном праве

Франция

«Свободы воздуха» в международном воздушном праве

1. Право на транзитный полет без посадки
над тер­риторией государства,
предоставляющего это право;

2. Право транзитного полета с посадкой,
но не в ком­мерческих целях, т.е. без
выгрузки или погрузки пассажиров, грузов
и почты.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabouten-GB

3. Право привозить в иностранное
государство пасса­жиров, грузы и
почту, которые были взяты на борт в
государстве регистрации (национальности)
воз­душного судна.

4. Право увозить из иностранного
государства пас­сажиров, грузы и
почту, которые летят в государ­ство
регистрации (национальности) воздушного
судна.

5. Право высаживать на территории
иностранного государства пассажиров,
выгружать грузы и по­чту, а равно брать
их на борт на территории такого государства
для перевозки из любых третьих стран
или в любые третьи страны.

В качестве обычаев
существуют три «свободы воздуха»: 1.
Право осуществлять перевозки между
третьими странами, через свою территорию.

Правовой статус беженцев в международном праве

2. Право осуществлять перевозки между
третьими странами, минуя свою территорию.

3. Право осуществлять каботажные
перевозки, нача­ло и окончание которых
полностью находится в пределах
иностранного государства.

Международная организация гражданской авиации

Международная
организация гражданской авиации (ИКАО)
создана в 1944 г. и является специализирован­ным
учреждением ООН. В ИКАО высшим органом
яв­ляется Ассамблея, исполнительным
– Совет (в составе 27 государств), созданы
также специальные комитеты и комиссии,
административным органом является
Секре­тариат.

1) обеспечение безопасности и надежности
развития международной гражданской
авиации во всем мире;

2) поощрение конструирования воздушных
судов;

3) способствование развитию воздушных
линий, аэро­портов и других сооружений
для международной гражданской авиации;

4) исключение дискриминации в отношении
между договаривающимися сторонами и
др.

Международно-правовое
регулирование обеспечения безопасности
гражданской авиации

В целях обеспечения
безопасности гражданской авиа­ции
были приняты три конвенции: Токийская
конвен­ция 1963 г. о преступлениях и
некоторых других дей­ствиях на борту
воздушного судна; Гаагская конвенция
1970 г. о борьбе с незаконным захватом
воздушных су-

дов; Монреальская
конвенция 1971 г. о борьбе с неза­конными
актами, направленными против безопасности
гражданской авиации.

Токийская конвенция
1963 г. впервые включила оп­ределение
незаконного захвата гражданского судна
— «когда лицо, незаконно, с помощью силы
или угрозы при­менения силы, совершило
акт вмешательства, захва­та или иным
образом неправомерно осуществило
кон­троль над воздушным судном в
полете или когда на­мечается совершение
такого акта».

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseen-GB

Гаагская конвенция
1970 г. расширила понятие неза­конного
вмешательства в деятельность гражданской
авиа­ции, признала эти деяния преступными
и ввела инсти­тут соучастия в
противоправных действиях направлен­ных
на безопасность воздушных судов.

а) совершает акт насилия
в отношении лица, находя­щегося на
борту воздушного судна в полете;

б) разрушает воздушное
судно, находящееся в эксплу­атации,
или причиняет этому воздушному судну
повреждение, которое выводит его из
строя или может угрожать его безопасности
в полете;

в) помещает или совершает
действия, приводящие к помещению на
воздушное судно устройств или ве­ществ,
которые могут разрушить воздушное
судно;

г) разрушает или
повреждает аэронавигационное обо­рудование
или вмешивается в его эксплуатацию,

если любой такой акт
может угрожать безопасно­сти воздушных
судов в полете;

д) сообщает заведомо
ложные сведения, создавая тем самым
угрозу безопасности воздушного судна
в по­лете.

Монреальская конвенция
предусмотрела также обя­занность
государств сурово наказывать лиц,
совершив­ших указанные преступления,
предусмотрев в своем на­циональном
законодательстве тяжкие санкции за
ука­занные преступления.

Уголовный кодекс РФ
1996 г. имеет две статьи: ст. 271 «Нарушение
правил международных полетов» и ст. 211
«Угон воздушного или водного транспорт­ного
либо железнодорожного подвижного
состава».

Особенности
международно-правового регулирования
режима и использования воздушного
пространства на территории государств
СНГ

До принятия в республиках
СНГ своего националь­ного законодательства,
регламентирующего междуна­родные
полеты, государства-участники СНГ в
Соглаше­нии 1991 г. «О гражданской
авиации и об использова­нии воздушного
пространства» предусмотрели положение
о временном использовании Воздушного
кодекса СССР 1976 г.

В соответствии с
указанным соглашением государ­ства
СНГ договорились о согласованных
действиях в вопросе осуществления
международных полетов воз­душных
судов государств СНГ. Соглашением был
со­здан Совет СНГ по авиации и
использовании воздуш­ного пространства,
преобразованный впоследствии в
Межгосударственный авиационный комитет
(МАК).

Ос­новными задачами МАК является
организация воз­душного движения на
территории бывшего СССР, так
как система аэронавигации бывшего
СССР являлась единым комплексом,
разрушение которого чревато для
безопасности гражданской авиации на
территории быв­шего СССР; надзор за
безопасностью полетов воздуш­ных
судов;

Среди международных
экономических организаций особое место
занимает Конференция ООН по торговле
и развитию (ЮНКТАД), которая была создана
в 1964 г. в качестве органа ГА ООН. В задачи
ЮНКТАД входит: по­ощрение международной
торговли; координация приня­тия
многосторонних документов в области
торговли.

Международное агентство
по инвестиционным гаран­тиям (МАИГ)
учреждено в 1988 г. на Сеульской конфе­ренции
в качестве дочерней организации
Международ­ного банка реконструкции
и развития. Задачами МАИГ являются:
поощрение иностранных инвестиций,
предос­тавление гарантий, включая
страхование рисков инвес­тиций в
государства – члена МАИГ.

Европейский банк
реконструкции и развития (ЕБРР) создан
в 1990 г. Уставной фонд ЕБРР складывается
из взносов государств-членов. Целями
ЕБРР являются: под­держка экономического
развития стран Европы, оказа­ние
помощи в проведении экономических
реформ и др.

Специфика экономических
споров в (МЭП) заключа­ется в том, что
они возникают как между физическими и
юридическими лицами различных государств,
так и между государствами. Разрешение
споров между физи­ческими и юридическими
лицами осуществляется на­циональными
судами (общей юрисдикции или арбит­ражными)
либо международными коммерческими
ар­битражами.

Международная
арбитражная комиссия (МАК) создана на
основе национального права. Среди МАК
выделяются достаточно авторитетные
учреждения: Арбитражный суд Международной
торговой палаты (Париж), Лондонский
международный третейский суд, Американская
арбит­ражная ассоциация (Нью-Йорк),
Международный ком­мерческий арбитражный
суд и Морская арбитражная комиссия при
Торгово-промышленной палате Российс­кой
Федерации.

Среди унифицированных
актов, регулирующих про­цесс разрешения
экономических споров, необходимо
вы­делить: Европейскую конвенцию о
внешнеторговом арбитраже (1961 г.); Типовой
закон о международном коммерческом
арбитраже, принят резолюцией ГА ООН в
1985 г. и др.

В рамках международных
организаций действуют судебные органы:
Суд Европейского Союза, Экономичес­кий
суд СНГ. Указанные судебные учреждения
предназ­начены для разрешения
возникающих между государ­ствами
экономических споров. Так, Экономический
суд СНГ учрежден на основе Устава СНГ
и действует в соот­ветствии с Регламентом
Экономического суда СНГ.

Основные положения
Хартии экономических прав и обя­занностей
государств от 12.12.1974 г.

суверенитет, территориальная целостность
и политическая незави­симость
государств; суверенное равенство всех
государств; ненападение; невмешательство;
взаимная и справедли­вая выгода;
мирное сосуществование; равноправие и
са­моопределение народа, мирного
урегулирование споров; добросовестное
выполнение международных обяза­тельств;

Хартия предусматривает
и специальные принципы международного
экономического сотрудничества. Среди
них выделяются: право выбирать свою
экономическую систему без вмешательства,
применения силы или угрозы силой; принцип
права государств на полный и исключи­тельный
суверенитет над своими природными
ресурса­ми;

право регулировать и
контролировать иностранные инвестиции;
принцип права регулировать и контролиро­вать
деятельность транснациональных
корпораций; прин­цип права участия в
международной торговле и других форм
экономического сотрудничества; принцип
права на различные экономические
объединения; принцип права на содействие
экономическому развитию; право государств
получать выгоду от достижений науки и
техники и др.

Хартия предусматривает
меры ответственности госу­дарств
перед мировым сообществом за рациональное
использование ресурсов морского дня и
его недр, а так­же защиту окружающей
природной среды.

Основные положения
Декларации об установлении нового
международного экономического порядка
от 1.05.1974 г.

Декларация указывает,
что за последнее десятилетие
научно-технический прогресс существенно
повлиял на экономическое развитие
государств. Однако в развива­ющихся
странах проживает 70 % населения, а на их
долю приходит 30% мирового дохода.
Декларация при­знает указанное явление
ненормальным и для его уст­ранения
провозглашает основные принципы нового
меж­дународного экономического
порядка (НМЭП). В п.

4 Декларации перечисляются
указанные принципы: прин­цип
справедливого сотрудничества,
способствующего ликвидации диспропорции
и обеспечению процветания для всех;
принцип совместного решения мировых
эко­номических проблем; принцип выбора
экономической системы;
принцип полного и исключительного
сувере­нитета государств над своими
природными ресурсами;

Декларация содержит 27 принципов такого сотруд­ничества. Вот некоторые из них

Принцип 1. Предметом
основной заботы и главными проводниками
устойчивого развития являются люди.
Они имеют право на здоровый и продуктивный
образ жизни в согласии с природой.

Принцип 2. В
соответствии с Уставом ООН государ­ства
обладают суверенным правом использовать
при­родные ресурсы и осуществлять
собственную политику в области окружающей
среды.

Принцип 3. Право
на развитие должно осуществляться таким
образом, чтобы справедливо удовлетворять
по­требности нынешнего и будущих
поколений в области развития и окружающей
среды.

Принцип 4. В целях
достижения устойчивого разви­тия
защита окружающей среды должна составлять
неотъемлемую основу части процесса
развития и не мо­жет рассматриваться
в отрыве от него.

Принцип 5. Все
государства должны бороться с иско­ренением
бедности.

Принцип 7. Государства
должны сотрудничать в духе глобального
партнерства с целью сохранения, защиты
и восстановления здоровья и целостности
экосистемы.

Принцип 8. В целях
достижения устойчивого разви­тия и
более высокого качества жизни для всех
людей необходимо ликвидировать
нерациональные модели про­изводства
и потребления.

Принцип 13. Государства
должны разработать наци­ональный
закон, касающийся ответственности за
загряз­нение и другой экологический
ущерб и компенсации жертвам этого
ущерба.

Принцип 15. В целях
защиты окружающей среды государства
должны в соответствии со своими
возмож­ностями широко применять меры
предосторожности.

Принцип 23. Подлежат
защите окружающая среда и природные
ресурсы народа, живущего в условиях
угне­тения, господства и оккупации.

Принцип 25. Мир,
развитие и защита окружающей среды
взаимосвязаны и неделимы.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Принцип 26. Государства
разрешают все возникшие экологические
споры мирными средствами и с помощью
механизмов, предусмотренных Уставом
ООН.

Глава 17 Международное уголовное право и процесс

Понятие, принципы и
источники международного уголов­ного
права. Понятие и виды международных
преступлений

Международное уголовное
право — старейшая отрасль международного
права, возникшая на заре нашей эры.
Необходимость международного
сотрудничества в борь­бе с преступностью
возникла в то время, когда впояви-лись
государства. Особенностью современного
междуна­родного уголовного права
является то, что эта отрасль не только
регулирует, но и охраняет международные
отно­шения.

Особенностями
международного уголовного права
являются:

  • комплексный
    характер – объединяет в себе нормы
    материального и процессуального права;

  • особые
    принципы отрасли: принцип неотвратимо­сти
    ответственности; принцип запрещения
    агрес­сивной войны; принцип права на
    справедливое пра­восудие; принцип
    неприменения сроков давности к военным
    преступникам и др.;

  • основными
    источниками являются международные
    договоры: договоры, направленные на
    борьбу с отдель­ными видами преступлений
    (пиратством, работоргов­лей и т.д.);
    резолюции ГА ООН (например, определе­ние
    агрессии); региональные международные
    догово-

ры (например, Европейская
конвенция о взаимной по­мощи по
уголовным делам (1959 г.), Европейская
кон­венция о международной
действительности пригово­ров (1970
г.)), двусторонние международные договоры
(например, договоры о правовой помощи
по граждан­ским семейным и уголовным
делам); — признание обратной силы целого
ряда норм меж­дународного уголовного
права.

По мнению В.П. Панова,
под международными преступ­лениями
понимаются особо опасные для человеческой
цивилизации нарушения принципов и норм
международ­ного права, имеющих
основополагающее значение для обес­печения
мира, защиты личности и жизненно важных
ин­тересов международного сообщества
в целом.

Междуна­родные преступления
делятся на международные уголовные
преступления и уголовные преступления
международного характера. Международные
уголовные преступления де­лятся на
преступления против мира и безопасности,
пре­ступления против человечности,
преступления против че­ловечества,
военные преступления.

Международно-правовое регулирование борьбы с терроризмом

Терроризм – весьма
распространенное международное
преступление, затрагивающее чаще всего
интересы многих государств мира. Впервые
терроризм был признан пре­ступлением
в 1937 г. в Конвенции о предупреждении и
пресечении терроризма. В рамках ООН
создан Специаль­ный комитет по
международному терроризму, который
разрабатывает документы по борьбе с
отдельными видами терроризма. В 1973 г.

была принята Конвенция о предот вращении
и наказании преступлений против лиц,
пользу­ющихся международной защитой,
в том числе диплома­тических агентов,
которая обязала государства сотрудни­чать
в деле пресечения противоправных
действий против указанных лиц, установить
в своем законодательстве строгую
ответственность за подобного рода
действия.

Международно-правовое
регулирование борьбы с тер­роризмом
весьма активно ведется и на региональном
уровне, особенно в Европе.

Определение «агрессии»
в настоящее время дано в ре­золюции
ГА ООН от 14 декабря 1974 г. «Определение
агрессии». В соответствии с указанной
резолюцией под агрессией понимается
применение вооруженной силы го­сударством
первым в нарушение Устава ООН, а также
вторжение или нападение вооруженных
сил государства на территорию другого
государства или любая военная оккупация,
какой бы временных характер она ни
носи­ла;

бомбардировка вооруженными
силами государства территории другого
государства или применение любо­го
оружия государством против территории
другого го­сударства; нападение
вооруженными силами государства на
сухопутные, морские или воздушные силы
или морс­кие и воздушные флоты другого
государства;

примене­ние вооруженных
сил одного государства, находящихся на
его территории по соглашению и в нарушение
этого соглашения; действие государства,
позволившего, чтобы его территория,
которую оно предоставило в распоряже­ние
другого государства, использовались
этим государ­ством для совершения
акта агрессии против третьего государства;

Перечисленные акты
не являются исчерпывающими и Совет
Безопасности ООН может определить, что
другие акты так же могут быть признанны
актами агрессии.

Международный
уголовный процесс: понятие и вопросы,
входящие в предмет правового регулирования

Международный уголовный
процесс – подотрасль меж­дународного
уголовного права, регулирующая
сотруд­ничество государств в области
борьбы с преступностью. Это сотрудничество
проявляется в следующих направ­лениях:

  • сотрудничество
    государств в оказании помощи при
    расследовании уголовных дел (предоставление
    ин­формации о личности виновного,
    выполнение от­дельных следственных
    и судебных поручений);

  • сотрудничество
    государства выдаче лиц, совершив­ших
    преступление для привлечения к уголовной
    ответственности или для отбывания
    наказания в государстве его гражданства;

  • сотрудничество
    государств при привлечении к уго­ловной
    ответственности за международные
    преступ­ления в международных
    уголовных трибуналах. Перечисленные
    блоки отношений, входящих в пред­мет
    правового регулирования международного
    уголов­ного процесса, регламентируются
    международными со­глашениями о
    правовой помощи по гражданским, семей­ным
    и уголовным делам, о выдаче преступников,
    Уставами международных военных
    трибуналов.

Использование атомных источников энергии в косми­ческом пространстве

На космических объектах
в настоящее время весьма активно начинают
использоваться ядерные источники
энергии двух типов: радиоизотопные
генераторы и ядер­ные реакторы. В
международном праве отсутствует еди­ный
акт, который бы предусматривал
регламентацию использования ядерных
источников энергии (ЯИЭ) в кос­мосе.

  • проблемы
    обеспечения безопасности при
    использо­вании ЯИЭ в космосе;

  • ограничения
    дозы радиоактивного облучения при
    использовании ЯИЭ в космосе;

  • уведомления
    об использовании ЯИЭ в космосе;

  • оказание
    помощи в ликвидации последствии ава­рии
    космических объектов с ЯИЭ в космосе;

  • ответственности
    в связи с использованием ЯИЭ в космосе
    и др.

Международное агентство
атомной энергетики (МА­ГАТЭ) было
создано в 1956 г. Устав организации был
принят 26 октября 1956 г. (вступил в силу
29 июля 1957 г.). Органами МАГАТЭ являются
– Генеральная конфе­ренция – высший
орган, Совет управляющих – исполни­тельный
орган, Секретариат – административный
орган.

Генеральная конференция
состоит из представителей всех
государств-участников МАГАТЭ, на которую
возло­жены обязанности:

  • принимать
    решения по основным вопросам дея­тельности
    Агентства;

  • выбирать
    членов Совета управляющих;

  • утверждать
    бюджет организации и т.д. Совет
    управляющих:

  • назначает
    Генерального директора;

  • заключает
    соглашения с международными орга­низациями
    и государствами;

  • осуществляет
    другие полномочия.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Одной из важнейших
функций МАГАТЭ является обес­печение
гарантий в целях обеспечения недопустимости
ядерных материалов и оборудования,
предназначенного для мирного использования
в военных целях, т.е. реали­зует
положения Договора о нераспространении
ядерно­го оружия (1968 г.). Для этих целей
в МАГАТЭ принят документ «Система
гарантий Агентства». Этот документ
становится обязательным для государств
после вступ­ления в силу договоров
МАГАТЭ с государствами о

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyen-GB

гарантиях. Система
гарантий МАГАТЭ предполагает ме­ханизм
контроля со стороны Агентства за
соблюдением положений Договора 1968 г.
путем проведения посто­янных инспекций
государств со стороны МАГАТЭ.

Оцените автора
Polem-Travel.ru