Как поехать в Грузию на машине

Германия

Наши расходы за 2 недели поездки

Стоимость путешествия считаю на двоих. В дорогу взяли 20 000 Р наличными и 40 000 Р на карте. Потом пришлось еще немного денег перевести со сберегательного счета.

Бензин на 5700 км 28 000 Р
Жилье 22 962 Р
Рестораны 12 750 Р
Продукты для стоянок 11 400 Р
6 бутылок вина с собой 3400 Р
Платная дорога М-4 «Дон» 900 Р
Обязательная страховка для машины при въезде в Грузию 800 Р

Бензин на 5700 км

28 000 Р

Продукты для стоянок

11 400 Р

Платная дорога М-4 «Дон»

900 Р

Обязательная страховка для машины при въезде в Грузию

800 Р

Обратно в Москву мы привезли 20 GEL (430 Р).

Я была в Грузии в мае. Плюсы: деревья уже зеленые, температура максимум  27 °C — не выжигающая жара, но при этом ночевать в палатке уже комфортно. На рынках уже есть первый урожай местных овощей и фруктов. Есть и минус — снежные заторы. Единственная трасса Владикавказ — Тбилиси весной на высоте 2400 м завалена снегом. Водители пользовались запасными тоннелями. На пути обратно мы проезжали вдоль стен расчищенного снега высотой 2,5 м.

За дикими дорогами, конечно же, никто так не ухаживает. Грунтовые дороги в горах размывает талая вода. Могут быть оползни, камнепады. На Загарском перевале путь нам перекрыла сошедшая лавина, на Латпарский мы даже не рискнули соваться. Летом поездка может быть комфортнее, потому что на перевалах снега нет и дороги сухие. Но все равно я рекомендую перед поездкой посмотреть свежие отчеты других путешественников о ситуации на высокогорье.

Кратко

  1. Страховка обязательна для всех иностранных авто, въезжающих на территорию Грузии. Мы свою оформляли через TPL Policy.
  2. Много наличных не снимайте, они нужны только на рынке и для мелких покупок вроде чурчхелы.
  3. Можно спокойно обойтись без местной симкарты: нам хватило местного вайфая.
  4. Грузинские штрафы можно оплатить в России в течение 30 дней. С нас взяли комиссию 1 GEL (22 Р).
  5. Для навигации пригодятся приложения. Мы пользовались Guru maps и Osmand.
  6. В Грузии на дорогах движение хаотичное, многие водители нарушают ПДД. Рекомендуем держать дистанцию, соблюдать скоростной режим, смотреть по зеркалам.

Граница

Путешественники на машинах пересекают границу России и Грузии на КПП «Верхний Ларс». Предугадать ситуацию на пропускном пункте сложно. Элементарная логика жителя мегаполиса: лучше не оказываться на КПП в государственные праздники, будет огромная очередь. Мы назначили старт путешествия на 27 апреля, чтобы на КПП оказаться 30 числа. Въехали в страну 30 апреля и выехали 9 мая.

Как поехать в Грузию на машине

И все равно совет тот же. Чтобы пройти границу быстрее, выбирайте непопулярные даты и приезжайте рано утром или поздно ночью. Иначе можно простоять в пробке все 20 часов и больше.

В Грузию. 30 апреля в 6 утра мы выехали из Владикавказа в сторону Верхнего Ларса, были на границе в 10 утра. Час стояли в пробке до КПП.

Пассажиры на русской границе выходят на проверку вместе с водителем, таможенники работают оперативно. На грузинской границе пассажиры проходят контроль в отдельном здании. При мне работали шесть сотрудников, очередь двигалась очень быстро. У нас уточнили цель визита и маршрут, вся процедура заняла 40 минут.

В итоге мы прошли оба КПП за 2 часа.

Из Грузии. На обратной дороге мы подъехали к КПП 9 мая в 7 вечера. Пробок не было, просто плотный медленный трафик.

На российском КПП в обратном направлении система контроля немного другая: водители и пассажиры проходят к пограничникам в отдельное здание. Машины подъезжают потоком, потом делятся по пунктам досмотра — 4 автомобиля в линии.

Четко отведенного места для стоянки не было: водители и пассажиры оставляли транспортные средства на этапе потоковой очереди, из-за этого был хаос. Тем, кто прошел проверку быстрее, приходилось объезжать оставленные автомобили.

Зато досмотр прошел расслабленно — просто открыть и закрыть машину. Вся процедура заняла 30 минут.

Итого оба КПП мы прошли за 40 минут.

Как поехать в Грузию на машине

Пока я бодрствовал 1,5 часа и наслаждался окружающими видами, мой штурман мирно сопел в 2 дырки на заднем сиденье. Ровно в 6:00 очередь тронулась, а в 6:05 попёрли “спешуны” – они ехали прямо колонной по встречке, на вскидку машин 40 ушло вперёд. Я видел, как они постепенно начинали втачиваться в любую щель между автосами, поэтому наплевав на личное пространство, я максимально близко прижимался к впереди стоящему Mondeo.

Моё положение было вполне приличным, потому что я был не так уж и далеко от КПП, а метрах в ста от него перегораживал дорогу военный ЗИЛ с автоматчиками и патрульная машина с включённым плафоном – дальше них ни один “безбилетник” проехать не мог. Правда были довольно настырные водители, они рассказывали им свои “уважительные” причины со слезами на глазах, из-за которых их нужно в срочном порядке пропустить вперёд, но погранцов это слабо интересовало. Но всё же некоторых прилипал они сами вклинивали в поток. А вы бы стали возражать человеку с автоматом в руках?

Чем ближе вы окажетесь к военному грузовику – тем меньше перед вами вклинится нелегалов, а чем дальше – тем дольше вы будете слушать мерное урчание Терека.

Мы довольно быстро миновали вооружённых хранителей границы, и я смог расслабиться – жаться к автомобилю впереди больше не нужно.

С момента начала движения до прохождения российского КПП прошёл час с копейками, потом было ожидание на нейтральной полосе, потому что туристические автобусы перегородили дорогу, а таможенникам нужно было проверить все их шмотки. Грузинскую границу прошли со свистом – буквально минут за 7-10. На всё про всё у нас ушло порядка 2,5 часов, не считая того, что я зачем-то проснулся за полтора часа до открытия. Но всё пустое, все преграды преодолены и оставлены позади – впереди нас ждут невероятные открытия, новые впечатления и увлекательная поездка!

Что взять с собой

Одежда для вылазок на природу у нас уже была: летом 2016 года мы ходили в пеший поход на Алтай. В Грузии помимо стандартного походного набора пригодятся головные уборы, потому что в горах агрессивное солнце. Еще рекомендую брать носки с запасом, по 4—5 пар на человека, и нормальную одежду для досуга в городе.

Вещь Где покупали Примерная цена сейчас
Мембранная куртка «Сплав» 7500 Р
Флиска на случай холода «Сплав» 3900 Р
Термобелье вместо пижамы «Сплав» 3800 Р
Футболка из полиамида с длинными рукавами «Сплав» 1300 Р
Удобные кроссовки «Спортмастер» 6000 Р
Лыжная куртка на случай холода «Спортмастер» 5000 Р
Резиновые сапоги женские, модные «Хантер» 9000 Р
Противоэнцефалитный комплект одежды «Биостоп» 8700 Р
Резиновые сапоги мужские «Рыболов» 900 Р

Примерная цена сейчас

7500 Р

Примерная цена сейчас

3900 Р

Примерная цена сейчас

3800 Р

Футболка из полиамида с длинными рукавами

Примерная цена сейчас

1300 Р

Где покупали

«Спортмастер»

Примерная цена сейчас

6000 Р

Лыжная куртка на случай холода

Где покупали

«Спортмастер»

Примерная цена сейчас

5000 Р

Резиновые сапоги женские, модные

Примерная цена сейчас

9000 Р

Противоэнцефалитный комплект одежды

Примерная цена сейчас

8700 Р

Примерная цена сейчас

900 Р

Для стоянок мы собрали базовый набор для комфортного отдыха: переночевать, удобно посидеть, спокойно накрыть стол и быстро разогреть еду. У нас газовая печка, а костер мы разводили на стоянках просто для красоты.

Снаряжение

Вещь Количество Где покупали Примерная цена за 1 шт.
Складной стол 1 шт. «Сплав» 4800 Р
Спальники с температурой комфорта −3 °C 2 шт. «Сплав» 3000 Р
Топор 1 шт. «Сплав» 2800 Р
Самонадувающиеся коврики 2 шт. «Сплав» 2500 Р
Складные стулья 2 шт. «Сплав» 1400 Р
Походная посуда (чашки, миски, приборы) по 2 шт. «Сплав» 1000 Р
Пила ручная 1 шт. «Сплав» 990 Р
Горелка 1 шт. «Шмурдяк-рф» 1000 Р
Газовый баллон 4 шт. «Шмурдяк-рф» 200 Р
Жидкость для розжига 1 шт. «Шмурдяк-рф» 200 Р
Коробок спичек 3 шт. «Шмурдяк-рф» 100 Р
Тент «Маркиза» 1 шт. «Спортмастер» 800 Р
Двухместная палатка 1 шт. Получили в подарок 12 000 Р
Швейцарский нож 1 шт. Получили в подарок 7000 Р
Газовая печка 1 шт. Получили в подарок 1400 Р

Примерная цена за 1 шт.

4800 Р

Спальники с температурой комфорта −3 °C

Примерная цена за 1 шт.

3000 Р

Примерная цена за 1 шт.

2800 Р

Примерная цена за 1 шт.

2500 Р

Примерная цена за 1 шт.

1400 Р

Походная посуда (чашки, миски, приборы)

Примерная цена за 1 шт.

1000 Р

Примерная цена за 1 шт.

990 Р

Примерная цена за 1 шт.

1000 Р

Примерная цена за 1 шт.

200 Р

Примерная цена за 1 шт.

200 Р

Примерная цена за 1 шт.

100 Р

Где покупали

«Спортмастер»

Примерная цена за 1 шт.

800 Р

Где покупали

Получили в подарок

Примерная цена за 1 шт.

12 000 Р

Где покупали

Получили в подарок

Примерная цена за 1 шт.

7000 Р

Где покупали

Получили в подарок

Примерная цена за 1 шт.

1400 Р

Аптечку рекомендуем брать расширенную с базовыми лекарствами от распространенных недугов. У нас есть мазь от ушибов, жаропонижающее, препараты при расстройстве желудка и от головной боли, обеззараживающие средства, анальгетики, глазные и ушные капли против воспалений, назальный спрей, антибиотики, препараты от сухого и влажного кашля.

Для машины нужны электролебедка, динамическая стропа, буксировочный трос, набор инструментов, насос, лопата, домкрат, комплект для ремонта покрышек. Хорошо, если ничего не пригодится, но на всякий случай нужно иметь.

Как поехать в Грузию на машине

На длинных участках дороги нас выручали портативные рации. Наша модель — Baofeng UV-5R. Аккумулятор садился за 12—14 часов. Заряжали рации в гостиницах.

Ремонт понадобился один раз в парке Вашловани: в тормозной суппорт Сузуки Джимни, на которой ехал наш друг Олег, попали камни. Потребовались домкрат, балонник, опрыскиватель, омывайка и щипчики для бровей. На всю операцию ушло полчаса. Сняли колесо и достали щипчиками камни, промыли омывайкой.

Обычная загрузка средств самоспасения в автопутешествии
Обычная загрузка средств самоспасения в автопутешествии

Первые впечатления о Грузии

Ооооо, впечатления просто выплёскивались из ушей, мы же проехали всю гористую местность по темноте, а тут раз и горы. Решили остановится на первой же обзорной площадке после погранперехода, чтобы перевести дух, впитать первый широкоформатный пейзаж Грузии с горами и выпить энергетика, потому что мой недосып уже начинал подавать голос.

В самом начале крайне плохая дорога, на которой вообще нету никакого покрытия и наносить его, из-за частых селей, походу не планируют. Поэтому придётся потерпеть и потрястись на минимальной скорости около 5 км.

Быстро добираемся до Степанцминды, встретив по пути первых придорожных коров, которые гуляют сами по себе и собираемся посетить первую в списке достопримечательность – Церковь Святой Троицы в Гергети. Я уже не буду повторяться и писать о том, как я пробовал её штурмовать на своей легковушке – всё это, и даже больше, можно прочитать перейдя по ссылке выше. Там я максимально подробно расписал всю известную мне информацию о данном храме.

Снова сев в свою машину, мы попытались забраться к ещё одной церквушке, но с другой стороны Степанцминды, под названием Ioane Natlismcemeli. Однако наши попытки были тщетны – ну ни как я не мог выбраться на нужную дорогу, которые, в свою очередь, выложены большими камнями и прыгать по ним на седане вообще ни разу не айс.

Время близилось к обеду и нужно было где-то покушать. Мы решили внять совету человека, который возил нас на верх к храму и поехали обедать в ресторанчик Тсанарети, что находится в соседнем селе, под названием Арша.

Как поехать в Грузию на машине

Там мы впервые попробовали национальную грузинскую кухню: заказали самый большой хачапури по имеретински, в котором было столько сыра, что хоть ты его в карман накладывай, лаваш, купаты, хинкали, соус Сацебели и красное вино Саперави.

Я хотел попробовать немного вина (ПДД Грузии допускают уровень алкоголя в крови 0.3 ‰), но только я его понюхал, как начал терять связь с реальностью и проваливаться в сон в тот момент, когда моргал.

В итоге всё красненькое выдула жена из еды мы съели почти половину, а остальное нам завернула с собой официантка. Весь этот пир стоил 55 лари или 22$ на тот момент. На первый взгляд кажется не дёшево, но учитывая, что мы вдвоём съели только половину, а вечером и на завтра доедали вторую – получается довольно скромно. Сам ресторанчик понравился, кормят неплохо, с дворика открывается прекрасный вид на окружающие горы, немного даже виден Казбек.

Дорога из Москвы в Грузию и обратно

Пока мы наслаждались национальной кухней – увидали на соседней горе небольшой водопад (координаты: 42.630252, 44.597117 или N42°37’49”, E44°35’50”) т.к. мы тут новенькие и нам хочется всё пощупать и пожмякать, мы поехали искать к нему дорогу. Минут 30 убили, разъезжая по окрестным полям и форсируя мелкие ручейки, пока не докумекали, что подъезд к нему идёт прямо от порога нашего ресторана. На машине прямо туда заехать не получится – придётся пройти по козьей тропе пешком метров 500, под совсем небольшим уклоном вверх.

У водопада мы обнаружили англичанина, который сидел на камне и рисовал мелками картину. Ещё там был пастух, мирно спавший в позе эмбриона, пока его внушительное стадо горных коз и коров пастила сторожевая собака, а те, как будто бы, мечтали сигануть с водопада вниз.

Окинув взглядом окрестности, спускаемся со склона вниз и продолжаем нашу поездку на машине по Грузии в сторону Тбилиси. Пока я скакал между камней, аки горный козлик, мой сон развеялся, и я вновь стал баранкокрутилопригодным.

Сразу же начинается извилистая дорога с крутыми поворотами на 180 градусов – жить становится лучше, жить становится веселее! Ехать там довольно интересно и не страшно, но начинаешь сталкиваться с таким явлением как пропажа тяги. С каждым метром мы забираемся всё выше и выше в горы и приходится подстраиваться под новые правила переключения передач.

В горах Грузии

Вскоре нам попадается ещё одно интересное место – выход минеральной воды на поверхность (координаты: 42.531698, 44.471960 или N42°31’54”, E44°28’19”). В следствии определённых химических процессов почва, на пути стекания минеральной воды, покрылась толстенным слоем абсолютно твёрдого желтовато-розоватого налёта.

Трудно проехать мимо этого места, т.к. оно находится прямо у дороги, там постоянно стоит много автомобилей туристов, а местное население ведёт бойкую торговлю, на нескольких небольших латках, национальными головными уборами и прочими сувенирными принадлежностями. Если подняться чуть выше, то можно обнаружить источник сего феномена и даже испить его. Ходить там совсем не скользко, но мокроватенько.

Покружив ещё немного по горным серпантинам, мы попадаем на обзорную площадку, на которой установлен монумент “Арка Дружбы”. Опять же, эта достопримечательность описана с фото и кучей полезной информации в отдельной статье, по ссылке выше.

На данный момент мы находимся на высоте более 2-х тысяч метров над уровнем моря – окружающие пейзажи, с величественными горами и микроскопическими деревушками у их подножий, прекрасны. Дорога начинает вилять всё больше, крутые повороты на серпантинах становятся нормой. Мой штурман словил сильнейший приступ мигрени из-за перепада высот и находится в полубессознательном состоянии, оставив меня в одиночестве. Я глотаю таблетку кофеина, которая помогает моим глазам раскрыться, а рту наконец-то закрыться.

Военно-грузинская дорога нереально красивая и это отчётливо понятно, когда въезжаешь по ней в Грузию впервые, главное, чтобы с погодой повезло. Во время поездки от Верхнего Ларса до Тбилиси, точно не будет скучно.

Для меня высокогорные серпантины не в новинку – я преодолевал Альпы ночью в практически нулевой видимости из-за сильнейшего ливня с оглушительной грозой и исколесил большую часть Италии на своём железном коне. В общем езжу я по ним абсолютно спокойно и без опаски, но как я не пытался догнать хоть одну маршрутку – ничего не получалось, максимум повисеть на хвосте минуть 15.

Постепенно снижаемся и подъезжаем к Жинвальскому водохранилищу, на берегу которого стоит древняя, но хорошо сохранившаяся, крепость Ананури. Это очень интересное место, в котором обязательно следует остановиться и немного побродить, а подробное описание можно почитать по ссылке выше.

После прогулки по стенам замка, действие таблетки начинает постепенно ослабевать. Я решил не пить их более одной в сутки, поэтому мы начали обращать внимание на шильды придорожных отелей. Время уже было вечернее – солнце вот-вот спрячется за горы, а до Тбилиси оставалось каких-то обидных 20 минут езды.

Но, что поделаешь, находим не самую вычурную вывеску с домиками без претензий на шик и блеск, но выглядящих новенькими и ухоженными, и останавливаемся там на ночлег, сделав его последней точкой нашей автомобильной поездки по Грузии в этот день. Вы ещё на забыли, что за 3 ночи я поспал лишь 10,5 часов?

Наш запланированный маршрут

Нам выделили довольно большую комнату с одной двуспальной кроватью, камином, телевизором, санузлом и отдельным входом, стоимостью в 20$. У нас не было лари, а доллары у нас взяли без всяких проблем. На территории был бесплатный Wi-Fi и управляющая, которая практически не говорила по-русски, хотя женщина была уже в годах.

Параллельно с этим она рассказывала нам историю своей жизни: о том, как она женилась, что был за муж, сколько родилось дочерей, как их зовут, кто замужем и где они сейчас живут. Естественно всё это было на грузинском языке, правда она старалась вставлять, те немногие, русские слова, которые знала, поэтому суть монолога мы уловили, но не более.

Мы тоже что-то рассказывали, я специально отбирал самые простые слова, будто говоришь с ребёнком, а она, как и мы, кивала нам и улыбалась. Потом предложила мне бокал холоднющего самодельного пива, а жене стакан вина – мы не сопротивлялись) После пары глотков показалось, что речь стала понятнее. Но не стоит думать, что грузинский язык хоть чем-то похож на славянский – нет.

Употребив горячительные, похомячив несъеденные в ресторане в обед яства и поговорив с пожилой грузинкой за жизнь, мы отправились на боковую. За предоставленные нам напитки она категорически отказалась брать какую-либо плату, аргументировав это тем, что мы же гости, как так можно?

Ещё на стадии подготовки к поездке в Грузию, я встречал в отзывах туристов некоторые любопытные нюансы местного менталитета, которые чужды нашим людям, поэтому я хоть как-то был готов к ним, а вот жена поначалу всюду искала подвох. Ведь где это видано, что в коммерческом заведении тебя угощают алкоголем и при этом обижаются, когда ты предлагаешь им его оплатить?

– “это Грузия детка”, придётся привыкать, что Гость здесь – не пустое слово и не дойная корова, которую надо выпотрошить и отпустить восвояси снова набирать валютный жирок. Сам я, в глубине души, надеюсь, что этот благостный период продлится как можно больше времени и не скоро настанет пора, когда всё тут встанет на коммерческие рельсы, как сейчас это можно наблюдать в абсолютном большинстве туристических стран, особенно это заметно на черноморских курортах соседних стран.

Итоговый маршрут

Спал я крепко, как бурый медведь зимой, и проснулся лишь часов через 10 на четвёртый день нашего путешествия в Грузию. Быстренько собравшись – стартанули в столицу.

Москва — Владикавказ. Выехали из дома в 6 утра, из-за пробок осилили 600 км из запланированных 750 км. Заночевали в Воронежской области в палатке на берегу озера. За рулем провели 11 часов.

Во второй день наверстали 1200 км до Владикавказа, чтобы не выбиться из графика. Выехали в 7 часов утра, заселились в гостиницу в 12 ночи. За рулем 17 часов.

Владикавказ — Москва. На обратной дороге мы решили доехать до села Лосево в Воронежской области, чтобы преодолеть большую часть пути и раньше всех проскочить местную пробку из фур. Выехали в 9 утра, осилили 1100 км, в 12 ночи заселились в гостиницу в Павловске. Недотянули до запланированной точки 27 км. Провели за рулем 15 часов.

Лосево — мотельный поселок, но к 8 вечера самые приличные места уже разобраны. Владельцы предложили нам общую комнату и нужное количество кроватей вместо раздельных номеров.

Поля виноградников, накрытые облаком, в Кахетии

На следующий день выехали в 10 утра. Немного расслабились, потому что осталось 700 км до дома. Выигранное время съели пробки из-за аварий на пунктах оплаты. Объехали М-4 через город Ступино, потом ушли на Симферопольское шоссе (М-2) через село Талалихино. Приехали домой в 11 вечера. Провели за рулем 13 часов.

Приезд в Тбилиси

С любопытством осмотрели из окна автомобиля Мцхету, но не останавливаясь летим в намеченную точку. Уже в Тбилиси мы вспоминаем, что у нас совсем нету местных денег, поэтому начали искать глазами обменник. Нашли, подъехали, читаем бегущую строку, в которой указано, что они берут 2% комиссии – нас это не утроило и мы поехали прямиков в место нашей потенциальной остановки в тёплом городе.

Потенциальной – потому что я ничего не бронировал и не с кем не договаривался, лишь выписал заинтересовавшие меня адреса и контакты. Основным критерием отбора было:

  1. Положительные отзывы.
  2. Наличие хозяев грузин, т.е. квартиры, отели и другое жильё, в котором не будешь пересекаться с грузинскими хозяевами меня изначально не интересовали.

В Тбилиси мы надеялись поселиться в гостевом доме “Тамар” – я много читал о нём тёплых слов, поэтому хотел жить именно там.

Нам несказанно повезло, т.к. этим утром как раз выселились постояльцы из лучшей комнаты гестхауса, которая, к тому же, оказалась и единственной свободной. Кроме этого, мы застали хозяйку буквально на пороге, т.к. она уезжала по делам на весь день. Обрадовавшись, что мы такие счастливчики, мы мельком глянули комнату, в которой нас всё устроило и стали слушать, что тут да как.

Тамара, которую по-грузински зовут Тамуна, рассказала и показала нам на карте где, что находится, куда лучше сходить в первый день, выдала нам одну пластиковую карточку для проезда в общественном транспорте и одну для посещения парка развлечений. Концепция гестхауса была для нас в новинку, поэтому нам быстренько поведали принцип проживания в таком месте.

Во время разговора в наш старинный двор-колодец вошёл специальный дядечка и объявил всем жителям, что принёс домашний мацони – нечто среднее между йогуртом, кефиром и простоквашей, который стоит 1 лари. Тамуна объяснила, что это вкусно и спросила есть ли у нас деньги или она пока его нам может купить за свои (!

Вводный инструктаж закончился, и она собралась уходить, а мы такие “Секундочку, а как же деньги, паспорта?” Но она посмотрела на нас, как на глупых инопланетянинов, которые свалились с Луны, и сказала, что паспорта в принципе предъявлять не нужно, а оплату за проживание и вино отдадим по выселению!!!

В общем, вот такие вот дела, нас оставили стоять одних в холе с распахнутыми до земли ртами. На балконе сидели туристы из РФ, которые заселились вчера, а где-то в городе тусили француржики, которые занимали оставшуюся комнату.

Сгоняв в обменник без комисси, который нам посоветовали, и купив по дороге у уличных торговцев всяких фруктов, мы уселись отмечать счастливое прибытие и удачное заселение в прекрасный гостевой дом в Тбилиси.

После того, как всё было съедено и выпито, мы немного потюленились под тёплым солнышком на балконе гестхауса, познакомились с постояльцами из России, обсудили дорогу до Грузии, основательно перемыли все кости осетинским гибддшникам, собрали кишки и рванули глазеть на вечерний Тбилиси.

Остальные части моего отчёта о самостоятельном путешествии по Грузии на машине и отзывы о поездках, и отдыхе в разных уголках страны читайте в следующих рассказах:

  1. Отдых в Тбилиси и осмотр различных достопримечательностей.
  2. Поездка в Рачу в село Геби – описание рабылки в горной реке и взбирание на гору Шода к заброшенной высокогорной деревне.
  3. Путешествие по Сванетии с посещением Ушгули.
  4. Отзыв об отдыхе в Батуми.

Маршрут

Наш реальный маршрут немного отличался от запланированного. Главное расхождение возникло 8 мая на обратном пути из Грузии. У нас было два варианта, как ехать в сторону границы: проверенный и рискованный. Проверенный означал вернуться обратно той же дорогой — это 3 часа по скучному серпантину до города Зугдиди. Рискованный — проехать по незнакомому Загарскому перевалу через Месхетский хребет.

Мы решили рискнуть, чтобы посмотреть красивую высокогорную дорогу и срезать путь. Загарский перевал выходит к поселку Лентехи — это 65 км пути. Оттуда до города Кутаиси — 90 км, а от Кутаиси до КПП «Верхний Ларс» — всего 350 км. Итого 505 км. По скучному серпантину через Зугдиди до КПП получалось 600 км — на 100 км больше. Мы решили, что игра стоит свеч.

Наши планы нарушил снежный завал. Оказалось, что на этом маршруте недавно сошла лавина, которая перекрыла все дороги. Нам пришлось развернуться и переночевать в городе Местиа, а потом ужать два дня пути до границы в один.

Мы потеряли по времени, но зато посмотрели восхитительные места.

Национальный парк Вашловани

Парк находится в восточной части Грузии на границе с Азербайджаном. Мы провели тут три дня — с 4 по 6 мая.

Туристов в Вашловани мало из-за особенностей парковой территории. Администрация разрешает въезжать сюда только на внедорожниках. Можно передвигаться пешком, но из-за огромных расстояний это сложно. Площадь парка — более 250 км². Еще тут жарко: в июле стоит испепеляющая жара — до  40 °C. В мае погода поприятнее: 25…27 °C, но часто идут дожди и много змей.

Там же мы оплатили бронь домика на второй день в парке. Заплатили 50 GEL (1076 Р) за троих. В домике есть душ с холодной водой, туалет, кровати без постельного белья. Свои палатки в парке можно ставить бесплатно.

Поскольку парк граничит с Азербайджаном, на въезде дежурят пограничники. Когда мы въезжали, они сделали специальные отметки и передали информацию на блокпосты в парке. На второй день на одном из блокпостов мы показывали разрешительные документы, чтобы проехать.

При выезде из парка в администрацию можно не возвращаться.

Что смотреть. Конечно же, природу. В парке самые разнообразные ландшафты: поля до горизонта, холмистые саванны, извилистые каньоны, подъемы к горам, высохшие русла и полноводные реки. В парке водится много разных животных: барсуки, ежи, зайцы, лисицы, волки, шакалы, кабаны, медведи и много кто еще. На наше счастье, мы встретили только коров, коз, баранов, лошадей, осликов и среднеазиатских овчарок — в равнинных частях Вашловани разрешен выгул скота. Еще видели черепах и ящериц.

По скачанному маршруту мы два раза уперлись в тупик, потеряли ориентир на местности и целый час выезжали из парка по запрещенному для автомобилей высохшему руслу.

Наш итоговый маршрут проходил между местами ночевок. На территории парка оборудованы стоянки, где разрешено ночевать, за этим строго следят сотрудники парка — рейнджеры. В первый день мы ночевали в палатке, во второй — в домике у реки Алазань на границе с Азербайджаном.

Дороги. В день нашего заезда в парк шел дождь, местами дороги размыло — это опасно. Администратор даже думал не пускать нас, но на следующий день обещали солнечную погоду, так что мы все же проехали.

Мы успешно справились с крутыми подъемами, поворотами, уклонами, камнями на дороге и колеями. Разворачивались в узком каньоне, ехали по кромке обрыва, дрифтовали по размокшей глине на затяжном склоне.

Сванетия

Под селом Мазери у подножия горы Ушба и в 20 км от Местии мы попали на совершенно волшебную стоянку. Выехали из города Зугдиди в сторону Сванетии, путь занял 127 км. Сначала прошли по прямой вдоль небольших городов, потом заехали на длинный перевал вдоль горной реки Ингури.

Поставили палатку под соснами и елями совсем рядом с горами. Вокруг располагались веселые грузинские компании. Нас, естественно, угостили шашлыком и домашним вином из пятилитровой бутылки.

Маршруты. Не верится, но к горам можно подойти вплотную без навыков альпинизма. За Местией есть пеший подъем к леднику Чалаади длиной 2—3 км. Я еще никогда так близко не видела горный склон.

Дороги. Перевал на верхнем и нижнем уровнях оставлял разные впечатления. Дорога у реки казалась промзоной в российской глубинке: какие-то шахты, ржавые металлоконструкции, полуразрушенные мосты. В целом, ощущения депрессивные. Судя по истории города Джвари, который мы проезжали, местные жители занимались добычей мрамора. Чем выше поднималась дорога, тем живописнее были виды.

Загарский перевал

Мы планировали вернуться в Россию через Загарский перевал, но, когда приехали туда, оказалось, что из-за сошедшей лавины дорога заблокирована снегом. Нам пришлось развернуться в Местию и провести в пути значительно больше времени, чем мы планировали. Зато мы проехали по дороге удивительной красоты и сложности, которая привела нас к Ушгули — самой высокогорной общине в Европе. Люди тут живут на высоте более 2000 м над уровнем моря.

Дороги оказались на реконструкции: две полосы слились в одну, асфальт сменился размытой грунтовкой. Начался перевал с оползнями, водопадами и узким разъездом вдоль края пропасти. Ехать было сложно.

Каменные строения в Ушгули
Каменные строения в Ушгули

Выводы водителей

Самыми сложными в путешествии оказались длительные перегоны:

  1. Со стоянки в Воронежской области во Владикавказ — 1200 км за 17 часов.
  2. Из Местии во Владикавказ — 621 км за 14 часов.
  3. Из Владикавказа в Павловск — 1100 км за 15 часов.

Пробки под Москвой изрядно потрепали нервы. Мы провели в них 11 часов на выезде и 13 часов на въезде при расстоянии в 600—700 км.

Мы рекомендуем водителям сменять друг друга каждые 8—9 часов и не планировать поездку на государственные праздники.

Жилье

Несколько ночей мы провели на природе, несколько — в гостиницах.

На природе наш друг Олег спал в машине. Его рост 180 см, он взял с собой самонадувающийся коврик и спальник. Раскладывал переднее сиденье и складывал заднее — получалось спальное место около 2 м. Температуру в машине легко регулировать: в любой момент завел мотор и прогрел. Комфортно просыпаться утром: приходишь в себя после сна, пока греешь машину. Спать было удобно, ничего не немело и не затекало.

Гостиницы мы забронировали заранее из Москвы. На месте оплачивали только экстренные внеплановые ночевки — их в итоге было три.

Заправки

За бензин для Шевроле Нива мы заплатили 28 000 Р. На трассе расход составил примерно 10 л, на всю поездку ушло 530 л бензина.

Поддельные заправки. В Грузии мы встретили заправки, которые маскируются под «Лукойл». Это, например, две последние заправки перед перевалом на Военно-Грузинской дороге. На самом деле они называются «Лукаойл», заправщики там работают без формы, карты не принимают. Оплату берут только наличными рублями по своему курсу.

Когда мы были на этой заправке, за 1 лари они просили 30 Р, при этом официально 1 лари тогда стоил 25 Р. Расчет мошенников точный: дальше на этой дороге заправок нет до самой границы, а наличные лари с собой водители уже либо еще не везут.

Мы принципиально не стали переплачивать мошенникам, хоть этот опыт и стоил нам 40-километрового крюка.

Будьте внимательны, последняя официальная заправка «Лукойла» находится на выезде из Тбилиси.

Штраф

По пути из Трусовского ущелья в Гудаури мы встали в пробку из-за ремонта на мосту: встречную полосу и нашу пропускали по очереди. Когда мы возобновили движение, некоторые водители выскочили на встречку. Полицейские жестко остановили нарушителей, потому что они создали дополнительную пробку. Горные дороги требуют осторожности, поэтому категорически нельзя мешать другим участникам движения.

От грузинской полиции у нас остались приятные впечатления: вежливые, улыбчивые, принципиальные. Наказание одинаковое для всех. Несколько раз видели, как оперативно полицейские разруливали заторы на дорогах.

Мы разговорились с полицейскими: спросили, где поблизости поесть вкусный шашлык. Патрульные с радостью предложили сопроводить нас до точки. Так с полицейским эскортом мы попали к местному пекарю Нико. Возможно, патрульные знают его, потому что Нико раньше работал в местной ГАИ. Застолье у Нико растянулось на три часа, за шикарный обед из шашлыка, вина и разнообразных закусок мы заплатили только себестоимость продуктов — 110 GEL (2366 Р) за троих. Еще хозяин подарил нам бутылку домашнего вина.

Оцените автора
Polem-Travel.ru