Возникновение маятниковых миграций в России объясняется

Климат

Определение понятий

Люди, проживающие в маленьких населенных пунктах, имеют определенные проблемы с трудоустройством. Одни являются специалистами невостребованных профессий, других не устраивает уровень заработной платы, отсутствие перспектив для развития и карьерного роста. Не имея возможности переехать в крупные города на ПМЖ, они устраиваются на работу в городские организации, ежедневно преодолевая расстояние от дома до места работы и обратно. Такое территориальное перемещение называется маятниковой миграцией.

Само явление передвижения, в рамках дом — работа — дом, очень похоже на движение маятника. Отсюда и появилось определение маятниковой миграции.

https://www.youtube.com/watch?v=BUF9brW2EG0

Интересно! В категорию маятниковых мигрантов входят не только трудоспособное население, но и студенты в процессе получения образования в ВУЗах и других образовательных учреждениях.

Она бывает внутренней, когда переезд осуществляется между городами внутри страны. И внешней в случае если граждане вынуждены пересекать границы государства.

Сальдо любого вида маятниковой миграции — это разница между прибывшими в город/страну и выбывшими мигрантами.

Правовая база

В России нет прямых законов, регулирующих процессы маятниковой миграции. В случае если человек проживает в местности, граничащей с одной из стран ближнего зарубежья, где трудоустроен, будет применен закон №114-ФЗ, датированный 15.08.1996. Данный документ регулирует въезд и выезд в РФ. В нем указано:

  • перечень запрашиваемых документов при пересечении государственной границы;
  • детали процедуры пограничной проверки;
  • варианты приостановки беспрепятственного переезда через границу.

Возникновение маятниковых миграций в России объясняется

Важно! В законе нет прямых указаний о необходимости работнику проходить регистрацию. Также как и о причинах для отказа работодателя в трудоустройстве. Отсутствие прописки — не основание.

Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Главной чертой маятниковой миграции является тот факт, что люди не покидают места проживания, а ездят на работу или учебу из одного села, города в другой. При этом затрачивают немало времени на дорогу. Это происходит из-за неравномерного распределения мощностей производства и проживания населения.

Источники большого дохода и скопления маятниковых мигрантов, как правило, размещены в центрах мегаполисов и крупных городов. Но жилье в этом секторе намного дороже, чем на окраине, в т. ч. и его аренда. У многих нет возможности его приобрести или снимать.

Смысл явления маятниковой миграции состоит из нескольких признаков:

  • регулярность (частые, в основном, ежедневные поездки);
  • временные затраты (требуется длительное время, чтобы добраться до места работы, учебы);
  • проживание дома (не требуется перемена своего места жительства).

Интересно! Данные признаки являются характерными только для данной миграционной классификации.

Регулярное, ежедневное перемещение студенческой молодежи и трудоспособного населения существенно отличается от иных миграционных процессов.

Внутренняя миграция подразумевает именно переселение людей с одного села, района, города, региона в другое место жительства в пределах страны. А перемещение с переселением населения при внешней миграции осуществляется в мировых масштабах. На постоянной основе (ПМЖ) или временной (на ограниченное время, сезонные работы, связанные с сельским хозяйством, строительством и т. д., нерегулярные деловые поездки на короткий срок).

Возникновение маятниковых миграций в России объясняется

В отличие от трудовых и других мигрантов, участники маятникового процесса миграции не покидают своих центров проживания.

Миграция в России: проблемы и статистика

Когда транспортное средство являлось элементарной роскошью, и передвижение на довольно длительные расстояния было сопряжено с временными затратами, люди старались жить и работать в максимальной шаговой доступности.

По мере повышения уровня жизни россиян, количество владельцев собственных автомобилей увеличилось в сотни раз. Это позволило гражданам легко переезжать из деревни в город и обратно. Многие оставили шумные улицы и переместились поближе к природе, сохранив при этом свое рабочее место.

Приток сельских жителей в города не мог не сказаться на потребности в вакансиях, и этот пробел нужно было как-то заполнять. Стали открываться новые предприятия, и наши соотечественники массово пользовались возможностью работать в крупном центе за более высокую оплату своего труда.

Таким образом, базовой причиной распространения маятниковой миграции считается повышение качества жизни населения на фоне роста технического прогресса, дающего все больше благ человеческой цивилизации.

Возникновение маятниковых миграций в России объясняется

Одна из самых значимых проблем маятниковой миграции – ограничение удобств во время переезда из одного пункта в другой. Многие наши регионы не могут похвастаться качеством автомобильных дорог и уровнем транспортного обслуживания граждан.

Частые опоздания к месту работы чреваты конфликтными ситуациями с работодателем, при этом далеко не каждый из них готов практически решать жилищные проблемы сотрудника и обеспечить его ведомственной квартирой или общежитием.

Не менее серьезным отягощающим обстоятельством является и затратная статья на проезд. Как показывает практика, из семейного бюджета на транспортные расходы нередко утекает до 30% от заработной платы мигранта.

Статистическое исследование проблемы – процедура довольно сложная.  Основная трудность заключается в том, что контролировать и учитывать факт внутрирегионального перемещения людей практически невозможно. Ведь граждане не покидают территориальных пределов государства, а, следовательно, не пересекают КПП и не оформляют визовые документы. Поэтому все данные, полученные по данному направлению, носят скорее справочный, нежели точный, характер.

Единственное, что можно утверждать наверняка, это то, что процесс набирает обороты, увеличивая ежегодно статистику населения, вовлеченного в данное явление. По неподтвержденным данным годовой прирост составляет в среднем 10-11% от общего количества зарегистрированных граждан, что эквивалентно населению среднего по величине административного центра.

Возникновение маятниковых миграций в России объясняется

После распада Советского Союза многие небольшие города и поселки стали заложниками проблем экономического коллапса. Граждане СНГ устремились в крупные промышленные города и страны в поисках работы, пополнив армию трудовых мигрантов. Со временем ситуация стала меняться. Причины, по которым стало возможным явление маятниковой миграции:

  • появление новых рабочих мест в близлежащих регионах;
  • налаживание и развитие транспортной развязки (увеличение потока с сокращением временного промежутка, появление скоростных электропоездов и т. д.) позволило вернуться многим людям домой и трудоустраиваться недалеко от места проживания;
  • повышение уровня жизни населения и приобретение личного автомобиля.

Интересно! Обеспеченные граждане стали покидать спальные районы города и покупать дома за его чертой.

Развитие маятниковой миграции легко прослеживается. Примеры, стандартные для маятниковой миграции:

  • переполненный общественный транспорт людьми, спешащими на работу из поселков, близлежащих малых городов в районные, крупные городские центры и обратно;
  • вахтовый метод работы, когда граждане, оставаясь зарегистрированными по месту проживания, на определенный период едут в другой город, округ на трудовую смену, а затем возвращаются;
  • студенты, получающие образование в ВУЗах и других учебных центрах (по целевому направлению на обучение может проходить другом городе, государстве).

Процесс длительного обучения подразумевает проведение каникул дома и возвращение после получения диплома.

Статистика

Ведение статистики учета маятниковой миграции затруднительно. Потому что нет фиксации граждан, свободно перемещающихся по стране и не меняющих при этом места жительства.

Данное явление в основном типично для крупных городских центров и мегаполисов. Например, Москвы. Поток перемещения в столицу, благодаря железнодорожному сообщению, ежедневно составляет свыше 1,1 млн человек, проживающих в Московской, Калужской, Владимирской и Тульской областях. В свою, очередь около 40 тысяч москвичей выезжает на работу в Подмосковье.

Интересно! Каждый 4-й проживающий в Московской области является маятниковым мигрантом.

Около 200 тыс. человек, проживающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, включены в маятниковую миграцию.

Нередки случаи маятникового межпоселенческого перемещения. Ориентировочно 12% (10 млн чел.) — участники данного процесса.

Возникновение маятниковых миграций в России объясняется

Интересно! Деревенский фельдшер, ездящий на велосипеде в соседнее село — тоже является таковым.

Российские маятниковые мигранты ежедневно сталкиваются с рядом проблем:

  • есть развязка общественного транспорта, но не во всех регионах страны хорошие дороги (износ личного автомобиля);
  • затраченное на дорогу время (возможны опоздания на работу и взыскания от руководства);
  • трудно найти хорошую должность (неподходящий график работы и нет возможности приобрести жилье рядом);
  • оплата проезда (около 30% от заработанных средств).

Езда на личном транспортном средстве подразумевает трату денег на бензин. Некоторые организации осуществляют подвоз сотрудников. Это уменьшает траты на проезд, но возникают проблемы увеличения времени на остановки при развозе.

По приблизительным данным, каждый год число маятниковых мигрантов растет на 10% (150–200 тысяч человек).

Явление маятниковой миграции влечет расширение границ мегаполисов, развитие инфраструктуры и появление новых микрорайонов для граждан, желающих стать его горожанами. Исключить миграцию, значит остановить стимуляцию процесса роста крупных населенных пунктов. Стоит отметить, что жизнь в городских центрах и в спальных пригородных районах разнится между собой.

При этом не теряется связь населения с современным миром, его культурным воздействием и духовной составляющей, которые мало встречаются на периферии.

Возникновение маятниковых миграций в России объясняется

Огромное количество приезжающих на работу из пригородов на личных автомобилях не могут не влиять на экологию, и без того загазованного промышленного мегаполиса.

Маятниковая миграция передвижения населения имеет определенные плюсы:

  • трудовые возможности и достойная зарплата для мигрантов;
  • обеспечение трудовым ресурсом крупных городов, при этом не растет социальная нагрузка на медицину, образование и т. д.;
  • происходит развитие транспортной инфраструктуры, соединяющей местности.

Несмотря на достоинства, есть и минусы данного процесса:

  • населенные пункты, являющиеся донорами миграции, экономически ослабевают;
  • часть налогов оседает в мегаполисах, а полученных средств не хватает на развитие социальной сферы;
  • пробки на дорогах в городах из-за дополнительной нагрузки, где работают мигранты, не хватает парковок и т. д.;
  • утомляемость, мало свободного времени у мигрантов остается на семью и досуг.

Несмотря на наличие отрицательных и положительных моментов процесс маятниковой миграции необратим.

Регулярное перемещение граждан с целью трудоустройства имеет значимое влияние, как для самих людей (достойная оплата труда), так и для экономики страны (ресурс для развития и расширения).

Маятниковая миграция характерна для всех стран мира и тесно связана с развитием урбанизации и ростом субурбии. Причиной формирования таких процессов стали взрывное развитие общественного транспорта и автомобилизация населения. Новые возможности в мобильности и сокращение продолжительности поездок привели к тому, что количество перемещающихся лиц постоянно увеличивается.

Чаще всего это явление носит экономический или трудовой характер. Жители населенных пунктов находят лучшие предложения по работе в соседних крупных городах, так как там более разнообразен рынок труда и выше зарплаты.

Вам также могут понравиться 1

Куда поехать на море в марте 2020 года

С развалом СССР многие небольшие города, поселки и села потерпели экономический крах: здесь стало практически невозможно найти работу с достойной оплатой труда. Этим же объясняется и невысокая стоимость жилья в подобных населенных пунктах.

Близость к крупным и успешным городам и налаженные транспортные связи позволяют людям найти там работу, не переезжая на постоянное место жительства. В итоге граждане получают высокие зарплаты, не имея необходимости в покупке дорогого жилья в крупном городе.

Еще одной причина маятниковой миграции является развитие субурбии, то есть переезд из спальных районов в пригород, в первую очередь, в частные дома. Этот процесс, обратный урбанизации, достиг апогея в США. Набирает популярность переезд в пригород и в России — субурбия позволяет создавать наиболее комфортные условия для проживания обеспеченных граждан. Место трудовой деятельности не меняется — люди все также продолжают ездить на работу в город.

Раньше, когда не было автомобилей, электричек и прочих благ цивилизации, люди жили рядом со своей работой или работали рядом с домом – кому как больше нравилось. Потому как другого выхода у них просто не было. Но вот появился транспорт, и работник обрел возможность жить не в центре, а в пригороде или вообще в соседнем селе, и приезжать в город лишь на работу, а вечером возвращаться обратно.

Благодаря тому, что теперь количество рабочих рук в городе не ограничивалось лишь местными жителями, город имел возможность расти. Появлялись новые рабочие места, которые были заняты жителями пригорода – так появились спальные районы, где практически не было никаких предприятий – только жилые дома. Города разрастались вширь на периферии и ввысь в центре – появились мегаполисы.

Возникновение маятниковых миграций в России объясняется

К началу XXI века это явление приобрело массовый характер.

Теперь каждый житель большого города знает, что такое маятниковая миграция – это регулярное, чаще всего ежедневное перемещение населения к месту работы или учебы и обратно.

В отличие от обычной миграции, она проходит без смены постоянного места жительства и на общую численность населения в регионе не влияет.

Маятниковая миграция – тренд городской жизни

Далеко не все из нас имеют возможность работать или учиться в непосредственной близости от дома. Немногие хотят искать себе временное жилье вблизи работы. Вот и получается, что утром жители пригорода вынуждены ехать в центр, а вечером – возвращаются обратно. К чему приводит такая маятниковая миграция, каковы причины ее возникновения и последствия?

Возникновение маятниковых миграций в России объясняется

Миллионы жителей Подмосковья каждый день ездят в Москву на работу

Маятниковая миграция — главный механизм образования городских агломераций, движущая сила территориального роста городов и субурбанизации. Эффекты маятниковой миграции на развитие городов зависят от её интенсивности, а она в свою очередь — от экономического потенциала города и развития транспорта.

При опережающем развитии транспорта маятниковая миграция ведёт к стремительному экстенсивному росту городов, застройке пригородов жилыми кварталами и образованию классических спальных районов. Городская среда при этом сильно поляризуется, центр резко контрастирует с периферией. Развивается центр-периферийная имущественная и социальная сегрегация. Население агломерации быстро увеличивается за счёт притока мигрантов в застраиваемые пригороды.

В дальнейшем, при замедлении развития транспорта, которому сопутствуют автомобильные пробки и работа в режиме перегрузок, развитие города осуществляется медленнее и гармоничнее. Транспортные ограничения ведут к росту цен на недвижимость и выносу части рабочих мест из центра города, благоустройству и развитию инфраструктуры в бывших спальных районах.

Возникновение маятниковых миграций в России объясняется

На начальных этапах развития агломераций, особенно тех, которые имеют ярко выраженную гипертрофию центра, ежедневная маятниковая миграция направлена преимущественно из спальных районов и городов-спутников в исторический центр (ядро) города. Однако по мере исчерпания ресурсного потенциала ядра, роста субурбанизационных процессов, развития окраинной инфраструктуры, повышения уровня людности и экономической специализации окраин, роста уровня самодостаточности городов-спутников появляется и обратный поток: жители высокоубанизорванного ядра начинают участвовать в маятниковой миграции на периферию. Таким образом, возникают два встречных потока.

По данным исследований на тему маятниковой миграции, в начале 2000 года в Москву из области на работу или учёбу ежедневно приезжали 800—850 тысяч человек, при этом и в область из столицы направлялось 200—250 тысяч[2]. Таким образом, общий оборот маятниковой миграции в Московской агломерации превысил 1 млн человек уже в начале 2000—х годов.

По оценкам КГГА, ежедневная маятниковая миграция в Киев в 2016 году составляла порядка 300 тыс. человек в день[4]. Большую часть её дают города-соседи (Бровары, Вышгород, Борисполь и другие). Встречный поток из города в область развит слабо из-за относительной малолюдности Киевской области.

Для Киевской агломерации, как и для самого Киева, привычной стало несоответствие между право- и левобережной частями: почти 80 % рабочих мест города расположено на правом берегу, а более 40 % жилья (в том числе и большая часть дешёвого жилья) — на левом. Уже в 1970-х годах в Киеве появился замысел создания своего делового центра для левобережной части агломерации, однако он, как и все последующие, так и не был осуществлён.

Поэтому в агломерации достаточно остро стоит вопрос перемещения населения между двумя берегами и, соответственно, недостаточно высокой пропускной способности мостов. Усилились и некоторые несоответствия в транспортной доступности: так, из города Бровары добраться на Крещатик оказывается быстрее, чем из окраин самой столицы.

Проблемы

Самой главной проблемой маятниковой миграции является:

  • Отсутствие для некоторых граждан удобств при перемещении из одного населенного пункта в другой. Транспортная развязка не в каждом регионе России является удобной, и вследствие этого у граждан нет возможности в минимальные сроки добраться до рабочего места. Из-за этого люди опаздывают на рабочее место и у них появляются новые проблемы – с руководящим составом.
  • Также люди не всегда могут найти хорошее рабочее место из-за собственной неготовности к переезду на новое место или в той ситуации, когда работа находится слишком далеко от дома при отсутствии автомобиля. Обычно в таких ситуациях работодателями выделяются специальные места в общежитиях для своих работников, однако, далеко не в каждом предприятии это используется.
  • И одной из самых важных проблем для российских граждан при маятниковой миграции является огромное количество потраченных денег на проезд. Если на работе имеется специальная вахтовая развозка, то в этом случае людям не на что жаловаться – никаких затрат и все происходит вовремя. Но при наличии собственного транспорта большой процент от суммы заработка уходит именно на бензин или другой тип топлива.
  • К последней проблеме приплюсовывается еще одна дополнительная. Если производится на работе развозка, то человек, как правило, теряет больше времени, потому что транспорт не очень быстрый, причем он по пути делает остановки для других людей. Зато нет трат на топливо. Когда же человек имеет свой автомобиль, то он тратит меньше времени, но намного больше денег.

Возникновение маятниковых миграций в России объясняется

Больше всего явление характерно для крупных городов, особенно Москвы. Столица остается главным центром притяжения для всего Подмосковья — ежедневно в Москву отправляется более 1,1 млн. жителей области. Обратный поток значительно меньше — до 40 тыс. обитателей столицы ежедневно выезжает в Подмосковье на работу. По некоторым подсчетам, каждый четвертый трудоспособный житель Московской области — маятниковый мигрант.

Вам также могут понравиться

Москва является настолько мощным центром притяжения, что в ее орбиту попадают и жители соседних регионов. Немалый процент перемещающихся в столицу лиц составляют обитатели Калужской, Тульской и Владимирской областей.

Этому явлению способствуют:

  • Налаженное железнодорожное сообщение;
  • Дисбаланс в доходах между москвичами и жителями близлежащих регионов.

Характерен процесс и для других крупных городов. В маятниковую миграцию включены жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области (до 200 тыс. человек ежедневно), а также других крупных городов. Такой миграционный процесс наиболее характерен для тех регионов, в которых велика плотность населения.

Не стоит считать, что это исключительно городское явление. Даже сельского фельдшера, ездящего на работу в соседнюю деревню на велосипеде, можно причислить к маятниковым мигрантам.

Общее количество людей, перемещающихся в ежедневном режиме между двумя поселениями, практически не поддается подсчету. Такие лица не обязаны регистрироваться в государственных органах. По ориентировочным подсчетам, число таких граждан может достигать 10 млн. человек или более. А это почти 12 % трудоспособных жителей страны.

Проблемы, с которыми сталкиваются маятниковые мигранты, связаны с расходом денежных средств и времени на то, чтобы добраться до места работы или учебы. С течением времени в этот процесс включаются обитатели все более дальних поселений.

Из-за этого увеличивается время, проводимое мигрантами в дороге. Результатом этого становится ощутимое снижение качества жизни мигрантов, которое не всегда компенсируется выросшими доходами.

Возникновение маятниковых миграций в России объясняется

Маятниковая миграция — естественный социально-экономический процесс, характерный для всего мира и имеющий свои плюсы и минусы. Развитие общественного транспорта и автомобилизация населения привели к тому, что маятниковыми мигрантами становится все больший процент населения России.

Проезд не только в общественном транспорте, но и затраты на бензин составляют достаточно большую часть семейного бюджета. Как показывает статистика, около 15% заработной платы уходит именно на эти расходы. Бывают случаи, когда эта цифра достигает и 30%. Довольно сложно отследить и исследовать подобную проблему.

Самое сложное в данном случае понять, как передвигается человек. Во внутрирегиональном сообщении сделать это практически невозможно. Ни один человек, совершая такую поездку, не покидает территорию страны, значит, документы никакие не оформляет.

Маятниковая миграция примеры имеет явные. Такие города, как Москва и Питер, являются яркими представителями такого явления.

Первая важная проблема – это количество потраченных денег на дорогу. Но в сравнении с тем, сколько человек получает, работая в городе, сумма для него не такая уже большая. Зато остальные деньги он может тратить на себя.

Одна из проблем маятниковой миграции – экологическая. Такое огромное количество машин, которое передвигается из города в пригород и обратно, наносит огромный вред природе. Но при всём этом власти говорят о том, что данный процесс вполне контролируем.

Инфраструктура настолько развивается в городах, куда едут работать люди, что количество торговых центров и фирм по оказанию каких-либо услуг с каждым днём становится всё больше. Возможно, для кого-то это не проблема. Но косвенно: у людей практически нет какого-либо выбора в посещении каких-либо более значимых мест вроде музеев и театров. Всё сосредоточено на сфере продаж. Но если не всё, то очень многое. С другой стороны – это хорошо. Количество рабочих мест уж точно не уменьшается.

Маятниковая миграция такое название имеет не случайно. Человек действительно как маятник в течении дня – из одного места перемещается в другое. И если поехать, например, в пригород Москвы, то можно встретить яркого представителя такой категории людей.

Маятниковая миграция может привносить проблемы в общество, но эти проблемы не такие и глобальные. Ежегодно количество таких проблем снижается, так как правительство старается их решить. Количество людей, которые живут в одном месте (чаще в пригороде), а ездят на работу в город, сейчас достаточно большое. И в будущем это количество будет только расти, данный процесс остановить практически невозможно.

Возникновение маятниковых миграций в России объясняется

Алёна Антонова, Инженер-технолог 64 статей на сайте Путешествия — эта та сторона жизни, которая приносит удовольствие почти каждому человеку. И я не являюсь исключением. Кто-то начинает смотреть мир уже с самого раннего возраста, а кто-то в свои зрелые годы. Я начала смотреть мир только после того, как закончила школу.

И стоит сказать, что тот, кто начинает путешествовать, уже вряд ли откажет в дальнейшем себе в этом удовольствии. В первую очередь стоит посмотреть, какая красивая у нас страна. А потом можно продвигаться и дальше. Как различные морские курорты, так и, например, Европа могут предстать в таком красивом и первозданном виде, что забыть потом об этом сложно.

Маятниковая миграция — условное название регулярных (обычно — ежедневных) поездок населения из одного населённого пункта (места жительства) в другой — на работу или учёбу и обратно. Маятниковая миграция является результатом несоответствия размещения производства и расселения людей. Особенно развита маятниковая миграция в пригородных зонах крупных городов, городских агломерациях, мегаполисах. Маятниковую миграцию не относят к миграции населения.

Маятниковая миграция возникает в обществах, где доступ к современным транспортным средствам позволяет людям жить вдалеке от места своей работы. До XIX века большинство людей жило в пределах пешего хода от места работы. Возникновение маятниковой миграции оказало большое влияние на жизненный уклад, позволило городам разрастись до прежде недостижимых размеров, привело к расцвету городских предместий.

Вместе с тем, маятниковая миграция создаёт и много новых проблем, связанных с массовой автомобилизацией, проблемами транспорта в часы пик, нехваткой парковок, гаражей, ростом выхлопов и ухудшением экологической обстановки в городской и пригородной среде.

Что собой представляет

Возникновение маятниковых миграций в России объясняется

Маятниковые миграции населения– это регулярные – каждодневные либо еженедельные перемещения граждан от места их постоянной регистрации к месту осуществления трудовой деятельности при условии, что эти места расположены в различных региональных точках. Как правило, потенциальные участники маятниковых процессов – большой процент жителей мегаполисов и людей, приживающих в окрестных сельских населенных пунктах.

Установлено, что чем крупнее региональный центр и чем ярче развита в нем инфраструктура, тем выраженнее себя проявляет такое перемещение. В некоторых государствах проблема маятниковой миграции стоит настолько остро, что ее размеры сопоставимы с ежегодным переездом населения в другие страны на безвозвратной основе, а в ряде случаев даже превышают эти показатели.

Данные процессы тщательно изучаются, поскольку они оказывают огромное воздействие на формирование региональных рынков труда в России, сопоставляя их с профессиональной структурой квалификации местного населения конкретно взятого административного центра и принадлежащих ему, сельских населенных пунктов.

Рассматриваемое в данной статье, явление, создает предпосылки для обеспечения различных рабочих потребностей граждан, особенно той категории, которая живет в поселках и небольших районных центрах, где профессиональная востребованность специалистов крайне ограничена.

Маятниковая миграция означает регулярное передвижение людей из одной местности в другую для того, чтобы проходить обучение или на работу.

Регулярность данного явления имеет полное соответствие с режимом учебной или трудовой деятельности.

Появление данного явления произошло вследствие урбанизации страны. В основе данного явления лежит несоответствие в расселении граждан и размещении производственных помещений. Самыми основными направлениями миграции является формат «село-город».

Миграция подобного формата выступает в качестве источника для создания ресурсов труда для городских условий.

Это явление обеспечивает более приемлемое и сбалансированное использование ресурсов труда в деревнях и городах.

Возникновение маятниковых миграций в России объясняется

Маятниковая миграция может создать равноценные условия для того, чтобы выбрать место для обучения по профилю или работы.

Также она может поспособствовать развитию следующих факторов:

  1. Социальной мобильности людей.
  2. Распространению городского образа жизни.
  3. Изменению соцструктуры жителей из села.
  4. Преодолению определенных отличий между деревней и городом.

Особенности

Людям свойственно тратить достаточно много времени на то, чтобы добраться до работы или до места обучения.

Это чаще всего происходит не по желанию населения, а исключительно из экономических соображений. Обычно в центрах больших городов сосредотачиваются основные источники больших заработков.

При этом, жилье стоит в этой местности намного дороже, нежели на окраинах города.

Чем больше город, чем он развитее, тем более плотным становится движение со стороны маятниковых мигрантов.

В определенной ситуации город может исчерпать собственные ресурсы, которые благоволят образованию дополнительных мест для работы.

В то же время, в пригороде появится такая возможность, поскольку там обычно и так не хватает магазинов и предприятий, которые формируют благоприятную инфраструктуру.

Движение, которое была изначально направлено в центр, в такой ситуации будет разворачиваться в обратном направлении.

Эксперты смогут наблюдать два потока, идущих навстречу друг другу – один будет направляться в центр, а второй – в пригород.

В такой ситуации полярность между спальным районом и центром города уменьшится, вследствие чего пригород сможет выступать в качестве маленького центра, который к себе притягивает рабочую силу.

В те времена, когда у людей не имелось автомобилей в большом количестве, а также электропоездов и прочих цивилизационных привилегий, граждане старались жить со своим рабочим местом, либо работать около дома.

Иного выхода у людей просто не имелось. Однако с появлением транспорта у рабочих появилась возможность проживать не в черте города, а за его пределами, и приезжать в город исключительно для того, чтобы поработать, после чего возвращаться обратно домой вечером.

Вследствие отсутствия ограничений количества рабочих людей в городе исключительно местными гражданами, у города имелось свойство – увеличиваться, расти.

Возникновение маятниковых миграций в России объясняется

Таким образом, появлялось большое количество дополнительных мест для работы, которые впоследствии занимались жителями из деревень и пригородов.

Таким способом происходили спальные районы, где были жилые дома, а организаций и компаний не имелось вовсе.

Затем города могли разрастаться вширь и ввысь, следствием чего стало возрождение огромных мегаполисов.

Данное явление стало носить массовый характер уже к началу нынешнего столетия. Это сейчас каждый человек, который живет в большом городе, знает о том, что имеется такое понятие, как маятниковая миграция.

Так обычно называется ежедневное перемещение людской массы от дома к работе или месту учебы и наоборот.

Отличием обычной миграции от маятниковой является то обстоятельство, что процесс проходит без изменения постоянного места жительства. При этом, данное явление не может оказать влияния на численность населения в области в целом.

Возникновение маятниковых миграций в России объясняется

Многие жители сельской местности или небольших городов не могут найти себе жизненное применение в своих поселениях. Устраиваясь на работу в крупных городах, но оставаясь жить в своих населенных пунктах, они становятся маятниковыми мигрантами.

Маятниковая миграция представляет собой разновидность территориального перемещения граждан из одного населенного пункта в другой на работу или для прохождения учебы. Термин «маятниковая миграция» был применен к подобным перемещениям из-за внешнего сходства процессов. Явление напоминает движение маятника: утром массы людей отправляются в другое поселение на работу, а вечером возвращаются домой.

Суть маятниковой миграции определяют несколько признаков, отличающих ее от других разновидностей миграционных процессов. К ним относятся:

  • Регулярность — для перемещений характерны частые, практически ежедневные поездки;
  • Длительность — перемещения совершаются продолжительный период времени;
  • Отсутствие смены места жительства — граждане не меняют место своего проживания.

Подобное перемещение имеет серьезные отличия от других миграционных процессов. Миграция представляет собой переселение граждан на новое место жительство на временной или постоянной основе. При маятниковой миграции переселения не происходит: граждане остаются проживать в своем поселении.

В этом состоит ее основное отличие от других видов миграции:

  • Временной, при которой лицо переезжает на ограниченный временем период, а постоянное место жительства не меняется;
  • Сезонной — разновидности временной миграции, тесно связанной с определенным сезоном и направленной на выполнение работ по уборке урожая и т. д.;
  • Нерегулярной, имеющей эпизодический характер.

Возникновение маятниковых миграций в России объясняется

Люди тратят большую часть личного времени в дороге не по собственной прихоти, а из экономических соображений. Как правило, в крупном городе, особенно в центре, находится средоточие источников большого заработка, жилье же, напротив, стоит тем дешевле, чем дальше от центра расположено.

Итак, маятниковая миграция населения – это в целом положительное явление, которое приводит к росту и развитию городов. Она позволяет перераспределять трудовые ресурсы внутри одного региона, обеспечивая население рабочими местами, а производство – сотрудниками.

Но как только поток ежедневных мигрантов превысит пропускную способность дорог, благо превратится во зло. Вместо того чтобы радоваться возможности работать в центре, а жить в пригороде, население будет проводить массу времени в пути.

Собственно, описанная картина вовсе не нова и знакома всем жителям мегаполисов. Время, оставшееся от работы и сна, человек проводит в пробке. Пробки ухудшают экологическую ситуацию в регионе, а также негативно сказываются на общем самочувствии участников процесса.

Главным условием комфортной жизни в мегаполисах является наличие хорошей инфраструктуры – дорожных развязок и веток общественного транспорта, иначе это грозит массовыми стрессами и сильным загрязнением атмосферы.

Почти каждый россиянин ежедневно тратит определенное время на то, чтобы утром поехать на работу, а вечером добраться с рабочего места до своего дома. Такая простая и обыденная процедура, на самом деле, кроет в себе целое понятие, которое именуется маятниковой миграцией.

Мало кто задумывается о важности раскрытия данного понятия и развития этой миграции для прогресса в стране в целом. Рассмотрим вопрос проявления маятниковой миграции, а также постараемся понять ее важность для россиян в целом.

Возникновение маятниковых миграций в России объясняется

Маятниковой миграцией называются постоянные передвижения людских масс из одного населенного пункта в другой для прохождения рабочей смены, либо обучения. Постоянность этого явления полностью соответствует режиму трудовой деятельности и обучения.

Появление этого явления ознаменовалось активизацией процесса урбанизации в государстве. При этом основой этого явления является несоответствие размещения производственных помещений и расселения гражданских лиц.

Главным направлением миграции на сегодняшний день является тип «город-село». Миграция этого типа является источником для формирования трудовых ресурсов в городских условиях. Такое явление также способно обеспечить сбалансированное и приемлемое использование трудовых ресурсов в крупных городах и деревенской местности.

Маятниковая миграция может выступать в качестве оптимизатора создания равноценных условий для идеального выбора места обучения граждан согласно его квалификации, либо работы.

Помимо этого, данное явление способствует развитию таких особенностей, как:

  1. Распространение урбанизации.
  2. Социальная мобильность.
  3. Изменения для сельских жителей социальной структуры.
  4. Преодоление некоторых различий между городскими условиями и деревенскими.

Каждому человеку свойственно тратить много времени для приезда на работу и обратно. Происходит это вследствие экономических соображений. В центрах мегаполисов обычно всегда сосредоточены источники для большого заработка. Жилищная территория при этом имеет более высокую стоимость, нежели в спальных районах.

Чем больше размер города, тем он более развит. В некоторых ситуациях город исчерпал свои ресурсы, благоволящие образованию второстепенных мест для работы.

В пригороде может появиться подобная возможность, поскольку зачастую там нет предприятий, магазинов, формирующих благосклонно инфраструктуру.

Движение, направленное изначально в центр, будет развернуто обратно. Эксперты в данный момент наблюдают два потока, идущих друг против друга — один направлен в центр, а второй в спальный район.

Возникновение маятниковых миграций в России объясняется

В этом случае полярность уменьшится между центром города и спальным районом, и благодаря этому явлению пригород выступает в роли маленького центра, притягивающего к себе основные рабочие мосты.

Во время отсутствия у людей автомобилей и других цивилизационных преимуществ, российские граждане старались проживать рядом со своей работой. Другого выхода данных лиц не имелось.

Но при появлении транспорта у людей появилась возможность жить за пределами города и приезжать в него только для того, чтобы работать. Благодаря отсутствию ограничений, количество рабочей силы в городе со стороны местных граждан увеличивалось. Соответственно, город рос и увеличивался.

Появлялись дополнительные места работы, которые потом были заняты жителями пригородов и деревень. Так появлялись спальные районы, где были исключительно жилые постройки и не имелось предприятий и организаций. После этого города разрастались в разные стороны и таким способом появились большие мегаполисы.

Это явление стало более массовым к началу XXI века.

В данный момент любой человек, живущий в большом городе, прекрасно имеет представление о том, что существует маятниковая миграция. Именно так и называют ежедневное перемещение людей от собственного жилья до места учебы или работы.

Примеры

Самым явным примером маятниковой миграции является стандартная ситуация, когда большая масса людей утром следует на работу из одного пригорода или деревни в другой город.

Это происходит в каждом маленьком или крупном городе, который имеет муниципальные районы.

Также к маятниковой миграции относится вахтовый метод работы. В этом случае люди выезжают из одного города в другой для того, чтобы отработать в нем определенный период времени.

Такой тип маятниковой миграции несколько отличается от стандартного исключительно временем для работы – вахтовый метод подразумевает смену города на две недели, месяц, полгода и т.п.

Еще одним примером такого типа миграции является переезд на учебу в другой город или государство.

В первой ситуации все происходит просто – студент обучается определенный срок, после чего возвращается на свое прежнее место жительства для прохождения работы. Особенно это касается обучения по целевому направлению.

Возникновение маятниковых миграций в России объясняется

Читайте, где взять реквизиты министерства занятости труда и миграции Саратовской области .

Эмиграция в Финляндию беженцем. Подробнее .

Если говорить о маятниковой миграции, то можно в пример взять Москву и понять какие статистические данные здесь. Из Подмосковья ежедневно в столицу перемещается около 1 миллиона человек. А вот в обратном направлении едет намного меньше людей – около 40 000 человек. Примерно каждый четвёртый человек области считается маятниковым мигрантом.

Для примера можно взять и Санкт-Петербург. Около 200 тысяч человек ежедневно переезжает из Ленинградской области в Питер, в неделю эта цифра составляет более 1 миллиона. Понятно, что еженедельная статистика Питера значительно меньше, чем Москвы, но цифра тоже внушительная. В других крупных городах цифра может быть такой же, как и в Санкт-Петербурге.

Преимущества и недостатки

Если изучать влияние маятниковых перемещений в аспекте плюсов и минусов, то положительных моментов миграция дает больше, чем неприятных моментов. Выделяют основные ее преимущества:

  • благодаря притоку трудовых кадров административные центры увеличиваются в размерах и экономически развиваются;
  • профессиональный рынок распределяется более гармонично, с учетом привязки к конкретной местности;
  • население в пределах региона не будет испытывать недостатка в дополнительных рабочих вакансиях, появятся новые высококлассные специалисты.

Теперь о недостатках. Они, конечно же, есть. Большой поток внутренней миграции неизбежно влечет за собой проблемы дорожного плана, когда пропускная способность российских дорожных магистралей не соответствует реальным жизненным требованиям.  Это затрудняет перемещение и увеличивает время, которое человек затрачивает на дорогу к месту работы и обратно, домой. Иногда в пробках приходится стоять часами.

Кроме того, чрезмерная загазованность и избыток выхлопных газов не способствует нормальной экологической обстановке и может стать причиной развития многих заболеваний. Частые стрессы так же не мотивируют организм человека к правильному функционированию.

В общем и целом, маятниковая миграция является достаточно положительным явлением, потому что оно может приводить к росту городов и их развитию.

Она может позволить распределять трудовые ресурсы в черте одного региона, при этом население будет обеспечено дополнительными рабочими местами, в то время как на производстве появятся новые сотрудники.

При этом стоит помнить, что когда поток мигрантов превысит дорожную пропускную способность, все преимущества померкнут перед недостатками.

В этом случае вместо радости за возможность работы в центре города у людей появится раздражение за то, что гражданам придется огромное количество времени проводить в пути.

Данная картина не является ни для кого новинкой – более того, она очень хорошо знакома любому жителю мегаполиса.

То время, которое остается от сна и работы, людям придется проводить в пробках. Они будут ухудшать общую экологическую обстановку в области, при этом они будут сказываться отрицательно на общем функциональном состоянии населения.

Самым важным условием для обеспечения удобной жизни в мегаполисе является наличие в городе достаточно хорошей инфраструктуры. Сюда относится наличие хороших дорожных развязок, а также большого количества веток для общественного транспорта.

При их отсутствии в населенном пункте будет серьезно загрязнена атмосфера, а люди будут находиться в постоянном стрессовом состоянии.

Маятниковая миграция имеет неоднозначный характер и несет плюсы и минусы как миграционным донорам, так и реципиентам.

Достоинства

К преимуществам маятниковой миграции можно отнести следующие положения:

  1. Мигрантам открываются новые возможности на рынке труды — они могут устроиться на хорошо оплачиваемую работу. Благодаря этому снижается социальная напряженность в местности с неблагоприятным экономическим климатом;
  2. Крупные города обеспечиваются необходимыми им трудовыми ресурсами. Одновременно не возрастает социальная нагрузка на город: не нужно строительство детских садов, больниц, школ и т. д;
  3. Благодаря маятниковым мигрантам поддерживается и развивается транспортная инфраструктура, связывающая различные населенные пункты.

Недостатки

Минусов у маятниковой миграции никак не меньше, чем плюсов. К ним относятся следующие факторы:

  1. Отсутствие экономических перспектив в населенном пункте — доноре маятниковой миграции. Снижение качества и количества трудовых ресурсов приводит к тому, что экономический рост в небольших городах и поселках сходит на нет. Маятниковые мигранты не создают прибавочный продукт по месту своего проживания, здесь не появляются новые рабочие места и т. д.;
  2. Деградация социальной сферы поселений-доноров. Значительная часть налогов уплачивается по месту работы. Например, НДФЛ платится по месту регистрации налогового агента, то есть работодателя. В итоге получается ситуация, когда маятниковые мигранты платят налоги в другом поселении, а пользуются инфраструктурой по месту жительства. Местным бюджетам просто не хватает средств на поддержание социальной сферы, не говоря уже о ее развитии;
  3. Возрастание нагрузки на поселение-реципиент, связанное с автомобилизацией. Происходит повышение нагрузки на транспортную инфраструктуру — не хватает парковок, ширины и плотности дорог, растет число пробок и т. д;
  4. Возрастают затраты граждан на перемещение — значительную часть зарплаты мигрантов «съедают» расходы на транспорт;
  5. Поездки к месту работы и обратно могут достигать нескольких часов. Из-за утомляемости снижается работоспособность, учащаются стрессы, практически не остается свободного времени на отдых, саморазвитие, встречи с друзьями. Жизнь мигрантов превращается в бесконечную череду работы, дороги и сна.

Значение регулярных передвижений граждан

На практике маятниковая миграция встречается достаточно часто, с каждым годом охватывая все большее количество россиян.  Как уже было отмечено в аспекте развития отечественной экономики, данное явление несет в себе положительную функцию.  Они стимулирует строительство автомобильных магистралей, ремонт уже имеющихся дорог, улучшение инфраструктуры наших городов.

Что касается экологической ситуации по стране в целом, то она контролируема. Над этим ведется постоянная работа уполномоченных ведомств и структур. В целом обстановка не вызывает серьезных опасений специалистов.

В настоящее время большое количество людей принимают участие в маятниковой миграции. С точки зрения экономики это несет положительный эффект, поскольку большое количество средств тратится на обеспечение отличных дорог в городе и развитие инфраструктуры в целом.

Открываются новые предприятия, магазины, создаются дополнительные рабочие места и жилые площади.

Что же касается экологии, то здесь все не так хорошо. Выбросы химических веществ с заводов, от автомобилей – все это не может благоприятно сказаться на общем экологическом состоянии в городе. Работа в каждом российском городе над этим ведется, но не в каждом из них она успешна.

Без маятниковой миграции сегодня в России обойтись сложно – невозможно найти такой город, в котором каждый человек жил в непосредственной близости от работы.

Смотрите, как переехать в Польшу на ПМЖ из России.

Список профессий для эмиграции в Испанию. Подробнее .

О трудовой миграции в России. Узнайте .

Это явление носит определенные положительные и отрицательные особенности, но в целом больше оно приносит больше позитива – города застраиваются, у людей появляется возможность больше зарабатывать, процент безработицы снижается.

Заключение

https://www.youtube.com/watch?v=SGAv8UdhOpI

Проблемы, которые привносит в общество маятниковая миграция, не классифицируются как масштабные. С каждым годом наблюдается тенденция к их снижению, что дает хорошие перспективы на будущее. Сегодня данное явление затрагивает около 22% населения РФ, и в ближайшие годы количество тех людей, кто живет в одном месте, а работает в другом, будет только расти.

Внимание!

В связи с изменениями в законодательстве РФ, информация в статье могла устареть!
Наш юрист готов бесплатно Вас проконсультовать – напишите вопрос в форме ниже:

Оцените автора
Polem-Travel.ru