Змея медуза

Информация

Появление образа Медузы Горгоны

Согласно различным, зачастую противоречивым, источникам, Медуза — женское существо. Легенда о Медузе Горгоне окончательно сформировалась к VIII веку до н. э. В эпоху Гомера Горгона была настолько известным персонажем, что он просто упоминает о ней в своих поэмах, не излагая ее истории, которая, как, видимо, он считает, прекрасно известна грекам.

Зевс вселял ужас в своих врагов щитом Афины — эгидой, на котором была изображена голова Горгоны. Ни один из античных авторов не упоминает о том, каким образом она обрела свои незаурядные способности. В гомеровские времена изображения Медузы были распространены повсеместно: их можно увидеть на монетах, бокалах для вина, хлебных формах, над входной дверью и у домашнего очага во многих афинских домах. Считалось, что капли ее крови в амулете предохраняют владельца от несчастий.

После Гомера значительный вклад в развитие образа Медузы сделал Гесиод (конец VIII-VII век до н. э.). В поэмах «Теогония» и «щит» упоминаются две из пяти сестер Горгоны — Стено и Эвриала — чудовища, живущие на краю мира, а также описывается смерть Горгоны от руки Персея. По сравнению с беглыми упоминаниями и намеками Гомера это уже огромная информация.

Однако особенно интересные поправки к истории о Горгоне делает в «Двенадцатой пифийской оде» Пиндар. В отрывке о происхождении флейты он говорит, что инструмент был создан Афиной, впечатленной криками сестер Горгоны в день ее смерти. Пиндар описывает красоту и привлекательность Медузы, вдохновлявшую поэтов-романтиков на протяжении многих столетий. От него же исходят сведения о том, что жертвы Горгоны окаменевают от ее взгляда.

Змея медуза

Медуза – это одна из сестер Горгон, чудовищ, у которых вместо волос были ядовитые змеи. В поздней версии мифа, которую передал Овидий в произведении под названием «Метаморфозы», причиной появления мистических существ стала Афина.

Дело в том, что разгневанная богиня организованной войны превратила Медузу и ее сестер в чудовищ после того, как повелитель морских волн, обратившийся в птицу, овладел Медузой в храме богини – там Медуза укрывалась от преследований Посейдона. До «перевоплощения» Медуза была привлекательной девушкой с красивыми волосами.

Бог Посейдон
Бог Посейдон

Однако существует и другая вариация легенды, согласно которой сестры несчастной змееволосой девушки – Эвриала и Сфено – сами захотели стать чудовищами из-за сострадания к родственнице. Они были бессмертными, тогда как Медуза погибла от меча сына Зевса – Персея. По еще одной версии горгоны были детьми Тифона и Ехидны.

Кроме того, некоторые исследователи представили собственные гипотезы по поводу чудовищ. Ученые считают, что горгоны являются духами бури и холодной зимы, которая периодически посещает Борей, находящийся на севере Древней Греции.

Медуза Горгона
Медуза Горгона

Впрочем, это неудивительно, ведь от взгляда Медузы и ее сестер даже вода покрывается тонким льдом, а сами Горгоны летают по воздуху быстрее ветра. На иномирную природу родственниц указывает то, что их породили Форкис и Кето, то есть праматерь морских чудовищ и олицетворение бурного моря. А значит, Горгоны являются хтоническими чудовищами – существами, изначально олицетворяющими природную мощь земли, воплощением враждебных стихий воды и воздуха.

Другие находят во внешнем виде Горгон некую «драконоподобность». Все тело сестер покрывала крепкая, как сталь, чешуя, которую способен разрубить только меч Гермеса; их рот украшали острые клыки, а пальцы – длинные когти. Не везло человеку, которому встречались эти чудовища на пути: они разрывали плоть несчастного и пили его кровь.

Русский и советский философ Яков Голосовкер считал, что Горгоны вместе с Грайями и другими мистическими существами являются остатками доолимпийского пантеона, но в сознании греков постепенно превратились в чудовищ, чему поспособствовало воздействие «олимпийцев». Древние верили, что горгоны воплощали опасность, исходящую от далекого Запада.

Новый взгляд на историю Медузы

, сложившийся к началу XX века, нашел воплощение в скульптуре ученицы Родена Камиллы Клодель «Персей и голова Медузы» (1898 — 1902). Отразилось в ней и то, что незадолго до того, как к ней пришел замысел скульптуры, ваятельница поссорилась со своим учителем. Ее Горгона не выглядит ужасным существом.

Но и не прекрасной женщиной. Изогнув левую руку, Персей держит ее голову над своей. Морщины на обвисших щеках Медузы подчеркивают контраст между нею и юным Персеем. Скульптура Клодель скорее изображает достойную зрелую женщину, в результате трагических недоразумений попавшую под власть молодого, глуповатого победителя.

Древнегреческая мифология отразилась на культуре: древние живописцы изображали богов, чудовищ и титанов масляными красками на холсте, а скульпторы вытачивали героев из мрамора. Современные творцы продолжают восхищаться культурой жителей юго-восточного государства. И, конечно же, устрашающая Медуза Горгона до сих пор продолжает вдохновлять художников и режиссеров на новые подвиги.

Бог Посейдон
Бог Посейдон

Овидий о Медузе

Наиболее известное, полное и значительное по своему воздействию на европейскую мифологию описание Горгоны сделано Овидием в четвертой и пятой книгах «Метаморфоз». В его истории главным персонажем становится смелый, дерзкий и жестокий герой Персей. Для того чтобы подчеркнуть значимость победы Персея над Медузой, Овидий подробно говорит о происхождении и чудовищных способностях его змее-волосой соперницы. Именно описанию Овидия в своем большинстве следовали писатели и художники последующих столетий.

Экранизации

Именитые режиссеры тоже восторгаются мифами Древней Греции, которые перекочевали из трудов писателей на большие экраны. Рассмотрим популярные кинематографические произведения с участием Медузы Горгоны.

Режиссер Крис Коламбус, в послужном списке которого имеются фильмы о Гарри Поттере, перенес на экраны книгу писателя Рика Риордана в картине «Перси Джексон и Похититель молний» (2010). Сюжет повествует о полубоге Перси, сыне Посейдона, который живет в современной Америке. Когда мальчик узнал о своем божественном происхождении, он столкнулся с чередой неприятностей.

Ума Турман в образе Медузы
Ума Турман в образе Медузы

Антагонистку Медузу Горгону сыграла любимица Квентина Тарантино – Ума Турман. Примечательно, что на эту роль пробовалась актриса Серинда Свон, однако ей отдали роль Афродиты. Кроме того, в актерский состав вошли Логан Лерман, Брэндон Т. Джексон, Александра Даддарио, Джейк Эйбел и Шон Бин.

В том же году вышел фильм режиссера Луи Летерье «Битва Титанов», который рассказывает об опасной миссии Персея – герой должен победить Аида. В актерский состав этого фильма вошли Сэм Уортингтон, Мадс Миккельсен, Джемма Артертон и Рэйф Файнс, а роль полуженщины-полузмеи исполнила Наталья Водянова. Стоит сказать, что в этой картине есть разногласия с подлинными мифами, например, по сюжету молодой герой путешествует на крылатом Пегасе, а не при помощи сандалий.

Наталья Водянова в образе Медузы
Наталья Водянова в образе Медузы

Также Горгона появлялась в сериале «Доктор Кто» и в фэнтези «Путешествие «Единорога»», где опасную женщину сыграла актриса Кира Клавелл.

Медуза Горгона — одна из самых известных фигур греческой и римской мифологии.

По одной версии, дочери богов моря Сфено, Эвриада и Медуза родились красавицами, и только позже превратились в уродин, со змеями вместо волос. По другой версии, волосы-змеи были только у младшей, Медузы, чье имя переводилось, как «стражница». И она одна из сестер была смертной и умела превращать людей в камень.

Змея медуза

По одной из легенд Медуза Горгона до превращения была очень красивой морской девой, которую возжелал бог моря Посейдон. Он заманил ее в храм Афины и обесчестил, за что страшно разгневалась на них богиня Паллада. За осквернение своего храма она превратила красавицу в жуткое существо, с телом-чешуей и гидрами вместо волос.

Персей и Горгона

Мифы Древней Греции сохранили имя того, кто победил Медузу Горгону. После проклятия Афины бывшая морская дева стала мстить людям и уничтожать взглядом все живое. Тогда Паллада поручила молодому герою Персею убить чудовище и дала в помощь свой щит. Благодаря тому, что поверхность была отполирована до зеркального блеска, Персей смог сражаться, глядя на Медузу в отражении и не попадая под влияние смертельного взгляда.

Спрятав голову чудовища в сумку Афины, победитель Медузы Горгоны благополучно донес ее до места, где была прикована к скале красавица Андромеда. Даже после смерти тела голова Горгоны сохранила силу взгляда, с ее помощью Персей прошел пустыню, и смог отомстить царю Ливии Атласу, который не поверил его рассказу.

Миф про взгляд горгоны является одним из самых распространенных, его связывают еще с именем богини Табити, которую скифы чтили больше, чем прочих богов. В легендах эллинов исследователи еще отыскали сказание о том, как с Горгона, встретившись с другим героем мифов Гераклом, породила скифский народ. Современные режиссеры выдали свою версию в фильме «Геракл и Медуза Горгона», в котором герой древности сражается с Горгоной и другими сторонниками Зла.

Под пером Овидия история Медузы превратилась в легенду. Дочь Форция, сына моря и суши, и Цето, Медуза принадлежит к младшей тройне сестер Горгон (по Овидию, старших сестер Горгон — Грей — было две, они родились уже старыми, с одним глазом на двоих и с одним зубом в общем рту). Хотя у всех трех младших Горгон вместо волос змеи, только Медуза обладает чудесным даром завораживать людей взглядом (и в положительном, и в отрицательном смысле этого выражения) и только она одна из трех сестер смертна.

Персей прячет отрубленную голову в сумку, подаренную ему для этой цели Афиной. Сила Горгоны не действует, пока ее голова в этой сумке. На обратном пути в Эфиопию Персей трижды вынимает голову поверженной соперницы. В первый раз, в пустыне, он несет голову перед собой. Из тех мест, куда капает кровь Горгоны, выползают змеи.

Во второй раз Персей направляет взгляд Горгоны на ливийского царя Атласа, который не поверил рассказу воина о своих подвигах и отказал ему в гостеприимстве. За это Атлас был превращен в каменистую гору. Наконец, в третий раз Персей вынимает голову из сумки при встрече со своей возлюбленной Андромедой.

В завершение героического рассказа Овидий еще раз излагает родословную Медузы и упоминает о проклятии, наложенном на нее ревнивой и завистливой Афиной. Он рассказывает о том, что в юности Горгона была очень красивой и волосы были ее главной гордостью. Однако все изменилось после того, как Посейдон насильно овладел ею в храме Афины.

Змея медуза

После Овидия единственным из классических продолжателей истории Медузы был Аполлодор. В «Библиотеке» он скрупулезно излагает все известные ему варианты легенды. И хотя большинство последующих исследователей и писателей ссылались не на него, а на Пиндара, Овидия и даже на невразумительные упоминания Гомера, именно Аполлодор был лучшим комментатором истории о Медузе и сделал больше других для того, чтобы она стала известной последующим поколениям.

[h2]превращение в камень «дурным взглядом» — мифы народов мира[/h2]

Среди мифов народов Скандинавии, Индии, австралийских аборигенов, американских индейцев и эскимосов немало таких, в которых говорится о людях, обращенных в камень «дурным взглядом». В бразильских преданиях фигурирует птица, способная обращать в камень всякого, кто видит ее; некоему охотнику удалось обезглавить такую птицу, не глядя на нее, и затем использовать ее голову против своих врагов.

Как видим, история Горгоны не ограничивается циклом легенд о Персее.Неизвестно, когда возник обычай наносить на боевые щиты устрашающие рисунки, психологически воздействующие на противника и потому будто бы делающие его более уязвимым. Такие изображения зачастую служили и «средством» против «дурного глаза».

Яркость ее описаний в европейской литературе и изображений в искусстве в значительной мере зависит от того, насколько близки творения позднейших писателей, художников к античным источникам. Доступ к таким источникам после падения римской цивилизации оказался довольно затрудненным. Образ Медузы продолжал жить в сказаниях и легендах, но только в средневековье вернулся в литературу и изобразительное искусство.

Типичным для средневекового восприятия Горгоны можно считать отрывок из девятой песни «Ада» Данте. Ее образ в интерпретации христианина Данте выступает как сочетание красоты и ужаса; Медуза — олицетворение противоречивых желаний, ей противопоставлен образ добродетельной Мательды. Медуза последнее, самое сильное искушение Данте, путешествующего по аду. Он добивается искупления грехов, избегнув взгляда Медузы благодаря своему проводнику Вергилию, прикрывшему его глаза рукой.

Как это ни странно, Медуза Данте выглядит совершенно непривлекательной на иллюстрациях к «Аду» такого крупного мастера, как английский художник Уильям Блейк (1757-1827): она смотрит на ворота города Дис невыразительным каменным взглядом, пока нечетко выписанный на рисунке Данте проходит мимо нее в сопровождении Вергилия.

[h2]Негативная оценка образа Медузы[/h2]

Персей и Даная приплыли к острову Серифос

Большинство средневековых упоминаний о Медузе содержат негативную оценку ее образа. Авторы часто противопоставляют ее Афине как символ зла и добра, пророка и добродетели, похоти и целомудрия. Изображенная на щите Афины Медуза в эту эпоху становится олицетворением беспорядка, ярости, сумасшествия и смерти.

Петрарка называет свою любовь к Лауре «грехом идолопоклонства» и сравнивает свою возлюбленную с Медузой: «Медуза и мой грех меня окаменили». Позднее, в «Триумфе целомудрия», Петрарка вводит образ, ставший популярным в любовной лирике эпохи Возрождения, — Лауры-Афины — олицетворения добродетели и целомудрия, обороняющейся щитом с изображением Горгоны.

На бронзовой скульптуре Персея работы Челлини (1553) герой держит за волосы голову Горгоны (по которой одной только и можно догадаться, что изображен именно Персей). Горгона совсем не выглядит опасной. Более того, ее лицо — копия лица Персея: тонкие брови, чувственные губы, правильной формы нос и немного прикрытые глаза. Даже их волосы похожи на голове Медузы не змеи, а мелкие кудри.

Как выглядит Медуза Горгона?

Изображения Медузы встречаются не только в древнегреческом и римском, но и в древневосточном искусстве. Один из хорошо сохранившихся примеров — предметов с таким изображением — знаменитая мраморная маска, датируемая V веком до н. э. и хранящаяся в художественном музее Монако. В отличие от большинства античных горгонейоно маска отражает негативные черты образа Горгоны, доведенные до карикатурного вида.

С другой стороны, лик монакской Медузы без преувеличения можно назвать прекрасным — практически круглое, гладкое женское лицо с немного опущенными веками. Под ее подбородком сплелись две змеи. Именно эта Медуза привела в восхищение Гете, увидевшего ее во дворце Ронданини в Риме. «Изображение прекрасного лица, объятого предсмертной агонией, в благородной полупрозрачности желтого камня неописуемо удачно», — писал Гете. Эту маску иногда называют Медузой Ронданини.

Хорошо сохранившиеся изображения Медузы можно увидеть на древнегреческих амфорах. На ранних из них преобладают черты Медузы-чудовища, гротескной воительницы, обезглавливаемой Персеем. Позднее, когда образ Горгоны перестал восприниматься однозначно негативно, интерес к сцене обезглавливания упал: стоило только Горгоне заслужить некоторую долю симпатий, публика перестала получать удовольствие от сцен ее смерти. Медуза стала жертвой, красивой и трогательной в своей гибели.

Медуза Челлини

— непревзойденное изображение этого сложного и противоречивого образа в искусстве, как и Медуза Овидия в литературе. Все последующие творцы не смогли выйти из тени этой прекрасной статуи. Глуповатый Персей у Караваджо, похоже, больше обеспокоен тем, чтобы змеи с головы Медузы не укусили в нос его самого.

Любопытное описание Медузы содержится в «Истории четвероногих зверей» Эдварда Топселла (1607). По характеристике автора, Медуза — существо с драконьим хребтом, зубами дикого кабана, ядовитой гривой, крыльями, человеческими руками и смертельным дыханием. По Топселлу, Медуза живет в Африке, в Ливии. Вопреки традиции, он утверждает, что Горгона — не человек и, более того, существо мужского пола, имеющее размер, средний между теленком и быком.

Медуза Горгона в произведениях искусства

Возникновение нерационалистического течения в искусстве, начавшегося с «доромантиков» Руссо и Гете, вдохнуло в образ Медузы новую жизнь. Никогда еще с античных времен ей не уделяли столь пристального внимания. Романтики видели в ней не просто мифологическую Горгону по имени Медуза, а образ мрачной женщины, наделенной непреодолимо опасной красотой, истинное имя которой — Смерть. Восхищение поэтов и художников возвело ее в ранг музы. Она вдохновляла Эдгара По, Бодлера, Колриджа, Китса, Шелли, Россетти д’Аннунцио и других.

Грайи

Шелли впечатлила картина из галереи Уффицы во Флоренции, которую ошибочно приписывали Леонардо да Винчи, на самом деле принадлежащая кисти неизвестного фламандского живописца. На ней голова Медузы окружена дымкой, в которой угадываются силуэты змей, летучих мышей и других зловещих существ. Ее полуоткрытый рот извергает ядовитое облако.

В конце XIX века Медузе примерили новую маску. Созданное в 1895 году бельгийцем Фернандом Кнопффом полотно «Кровь Медузы» вошло в число классических произведений символизма. На нем нет крови, но запечатлено загадочное женское лицо с тонкими чертами. Взгляд женщины направлен вперед. Ее зрачки расположены необычно близко к уголкам прозрачных глаз.

Небольшая змея с открытой пастью, в которой виден ядовитый зуб, выползает из-за высокого воротника платья женщины. Две другие змеи преданно расположились около ее висков.На известной иллюстрации английского графика Бердсли к «Саломее» Оскара Уайльда «Награда танцовщицы» (1894) Саломея держит за волосы голову не Иоанна Крестителя, а Медузы. Две женщины, танцовщица и ее муза — Горгона, смотрят друг на друга в восхищении.

Медуза Горгона в современной литературе

Среди современных литературных интерпретаций мифа о Медузе Горгоне, безусловно, заслуживает внимания пьеса Эмилио Карбаллидо «Медуза» (1958). Карбаллидо превращает древнюю легенду в экзистенциальную аллегорию. Персей получает задание убить чудовище — Медузу. В какой-то момент герой понимает, что он — не меньшее чудовище, чем сама Медуза.

Он пытается разобраться в себе и оправдать необходимость убийства, но в результате все больше отделяется от привычного ему общественного порядка. Медуза становится у Карбаллидо символом избавления от иллюзий. Она помогает юноше — герою пьесы уйти от стереотипного взгляда на несовместимость добра и зла.

Со времен Пиндара совмещает в себе одновременно ужас и очарование. Она олицетворяет слияние в человеке хаоса и порядка, свободы и самоограничения, сознания и подсознания. Кое-кто может предположить, что мифы — отражение заблуждений древности. Скорее они — зеркало человеческой души.

Оцените автора
Polem-Travel.ru